Вы здесь
Мазур Л.Н.
Историко-архивная специальность в Уральском федеральном университете: прошлое, настоящее, будущее
История и практика архивного дела и делопроизводства
Успешность любого учреждения находится в прямой зависимости от профессионализма его сотрудников, наличия у них соответствующего образования, перманентного повышения квалификации. В архивной отрасли из 19 876 человек 82% имеют высшее образование, но профильным, т. е. по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение», обладали на 1 января 2022 г. 10%, а на 1 января 2023 г. – 8%. По федеральным архивам положение несколько лучше: на эти же даты – 23 и 15% соответственно. Состоявшиеся летом 2023 г. заседания научно-методических советов архивных учреждений федеральных округов Российской Федерации отдельное внимание уделили кадровой проблеме. Доклады и сообщения архивистов, представителей высшей школы содержали не только детальный анализ ситуации, но и предложения конкретных решений.
УДК 930.25+378
В 2020 г. кафедра документоведения, архивоведения и истории государственного управления Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (до 2012 г. – Уральский государственный университет) отмечала 50‑летие историко-архивной специальности. Уральский университет стал вторым, вслед за Московским государственным историко-архивным институтом (МГИАИ) вузом в СССР, где была организована подготовка историков-архивистов, и обеспечивал профессиональными кадрами региональные архивы РСФСР – от Волги до Тихого океана. География распределения выпускников была чрезвычайно широкой: Барнаул, Казань, Красноярск, Кызыл, Новый Уренгой, Омск, Самара, Сургут, Томск, Ульяновск, Хабаровск, Челябинск… даже Дудинка! И это только областные государственные архивы. Включена была в этот перечень и Средняя Азия, откуда регулярно поступали десятки заявок на специалистов, но в большинстве своем уехавшие туда по распределению не приживались – не хватало знаний местных языков, что для работы архивиста критично.
Всего за полвека подготовлено около 1500 специалистов – выпускников очного отделения, не считая заочников и так называемых «дистантников» (очно-заочная форма обучения). Как показывает кадровая статистика, в 2013 г. в Свердловской области в государственных архивах работало около половины, в муниципальных – немногим более трети (35%) сотрудников с профильным образованием[1]. В других регионах доля работников муниципальных архивов с профильным образованием не превышала 10%. А если принять во внимание архивы организаций, то приходится признать, что проблема обеспечения квалифицированными кадрами архивной отрасли остается по-прежнему очень острой.
Одной из причин такого положения является поздний и незавершенный процесс профессионализации архивного дела, хотя сама по себе должность архивариуса с определенным набором функций была введена еще Генеральным регламентом (1720 г.), его полномочия и роль в канцелярии были уточнены в «Общем учреждении министерств» (1811 г.). Создание системы профессиональной подготовки архивистов относится к концу XIX в. В 1877 г. по инициативе Н.В. Калачова в Санкт-Петербурге открылось первое учебное заведение, готовившее архивистов, – Археологический институт, второе – в 1907 г. – в Москве. Программа 3‑летнего обучения в Московском археологическом институте включала курсы по археологии, истории искусства, палеографии, эпиграфике, архивоведению, музееведению и прочим вспомогательным дисциплинам. Слушателями могли стать лица с университетским образованием. Так начиналась история профессионального архивного образования.
В 1918 г. в ходе революционных преобразований архивная отрасль была централизована и национализирована. Археологический институт вошел в состав Московского университета и подготовка архивистов на некоторое время приостановилась. По мнению М.Н. Покровского, который возглавил архивное ведомство в августе 1920 г. и до последних лет жизни (ум. в 1932 г.) трудился в нем параллельно с другими научными и прочими идеологическими организациями, для работы в архиве достаточно иметь среднее образование и пройти годичный курс обучения архивной «технике»[2]. Но уже в 1930 г. по его же инициативе был образован Институт архивоведения, впоследствии – Историко-архивный институт с рабфаком и 2‑годичным курсом обучения. Первоначальный прием составил 125 студентов на дневное отделение и 60 – на вечернее. С 1934 г. обучение архивистов велось по 4‑летней программе, а с 1949 г. – по 5-летней[3]. Программа была нацелена на подготовку специалистов с базовым историческим образованием и углубленным знанием вспомогательных исторических дисциплин, на преподавание которых в учебном плане отводилось более 1/3 учебного времени.
Выпускники МГИАИ пополняли штаты центральных и реже региональных архивов, а также архивных органов. На местах – в государственных, а тем более в ведомственных архивах – работали в основном сотрудники, не имевшие специального образования. Отпечаток на кадровую архивную политику наложил длительный период подчинения архивной службы НКВД–МВД. Начавшиеся в результате хрущевской «оттепели» позитивные перемены затронули и архивную отрасль (некоторая либерализация доступа к архивным документам, перестройка всей системы комплектования и др.)[4], что потребовало от сотрудников архивов не только владения архивными технологиями, но и широкой гуманитарной и исторической подготовки, формируя потребность в расширении числа вузов, готовивших архивистов.
Определенную роль в организации новой специальности на Урале сыграла Археографическая комиссия (АК), учрежденная в 1956 г. при Отделении истории АН СССР по инициативе академика М.Н. Тихомирова. Уральское отделение, образованное в 1970 г. в Перми, подняло вопрос о необходимости организации на Урале подготовки архивистов. Как вспоминает доктор исторических наук, профессор А.В. Черноухов[5], новую специальность «Историк-архивист» первоначально планировалось открыть на историческом факультете Пермского университета, где кафедрой истории СССР досоветского периода заведовал доктор исторических наук, профессор Ф.С. Горовой – первый председатель Уральского отделения АК. (Вторым его председателем после перемещения в 1971 г. центра отделения в Свердловск являлся до 1984 г. проректор УрГУ, заведующий кафедрой истории СССР досоветского периода, кандидат исторических наук, профессор Б.А. Сутырин, а с 1984 г. Уральское отделение АК РАН возглавил первый проректор УрГУ, доктор исторических наук, профессор Р.Г. Пихоя.)
По каким-то причинам пермяки заниматься открытием новой специальности отказались, а руководство УрГУ предложение приняло, и уже в январе 1970 г. это решение обрело юридическую силу. Через полгода на истфаке появилась и кафедра архивоведения. Первый набор на историко-архивную специальность, проведенный в 1970 г., составил 50 человек, в 1971 г. – 75 человек, с 1976 г. вновь набирали ежегодно по 50 человек (25 мест отдали историкам, получив при этом 50 мест для заочников)[6].
Кафедра архивоведения первоначально существовала на общественных началах и состояла из трех человек – Б.А. Сутырина, доцента А.Г. Козлова[7] и ассистента А.В. Черноухова. В 1971 г. состав кафедры увеличился до 10 человек, и она была утверждена официально во главе с заведующим профессором В.Я. Кривоноговым[8], который отдал много сил организации новой специальности. По свидетельству Р.Г. Пихои, он даже вынашивал идею создания в Свердловске историко-архивного института, но ей не суждено было осуществиться[9]. С 1974 по 1975 г. во главе кафедры (в этот период – архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин) стоял А.Г. Козлов, с 1975 по 2017 г. кафедрой архивоведения заведовал А.В. Черноухов[10].
Первые десять лет существования кафедры все силы были подчинены задачам организации учебного процесса по новой специальности. Большую помощь и поддержку в проведении практики, чтении практико-ориентированных курсов оказали архивы области и заведующий архивным отделом Свердловского облисполкома В.И. Бубнов. Коллектив кафедры формировался преимущественно из молодых преподавателей – выпускников исторического факультета УрГУ, окончивших аспирантуру, впоследствии защитивших кандидатские и докторские диссертации.
На начальном этапе, сопряженном с разработкой курсов, организацией учебного процесса, всестороннюю помощь и поддержку оказал МГИАИ, выпускники которого (Э.А. Пензин, С.Б. Филимонов, Д.Н. Шаталов) стали преподавателями УрГУ. В свою очередь уральские преподаватели прошли переподготовку на кафедрах Историко-архивного института, многие окончили его аспирантуру.
В Свердловск с лекциями приезжали преподаватели МГИАИ: Н.П. Ерошкин, В.Е. Иллерицкий, В.А. Муравьев, Н.А. Орлова, М.С. Селезнев, Е.В. Старостин, Л.Г. Сырченко. Преподаватели и студенты УрГУ не раз слушали лекции заслуженного профессора РГГУ Т.В. Кузнецовой и академика РАО, заслуженного профессора РГГУ С.О. Шмидта. Сегодня традицию продолжили доценты и профессора РГГУ Т.Г. Архипова, Е.М. Бурова, Г.Н. Ланской, М.В. Ларин, неоднократно приезжавшие в Екатеринбург и выступавшие перед студентами-архивистами УрГУ с лекциями по актуальным проблемам архивоведения и документоведения. Творческое взаимодействие Уральского университета с крупнейшим гуманитарным вузом страны задавало высокую планку, став гарантией качества профессиональной подготовки историков-архивистов на Урале.
Первый выпуск историков-архивистов состоялся в 1975 г. В том же году кафедру архивоведения возглавил А.В. Черноухов, бессменно руководивший ею более 40 лет. Благодаря его усилиям там сложился творческий коллектив, научные интересы которого были связаны с изучением промышленности и культуры горнозаводского Урала и введением в научный оборот архивных документов XVIII–XIX вв., представленных в фондах Государственного архива Свердловской области (ГАСО). Важной страницей истории кафедры стала экспедиционная деятельность по охране историко-культурного наследия. В 1975 г. при кафедре создали отряд по паспортизации памятников и памятных мест Свердловской области; в 1976 г. открылся первый полевой сезон. В течение 15 лет студенты и преподаватели историко-архивной специальности обследовали 28 районов области, составляя на основе договора с областным управлением культуры паспорта и учетные карточки на все памятники, расположенные на территории области. В результате в 1983 г. вышел в свет первый том Свода памятников[11]. После 1991 г. исследования в этом направлении прекратились, но, сохраняя интерес к истории края, кафедра заключала договоры по подготовке книг по истории заводов: Суксунского оптико-механического, Артинского, Нижне-Сергинского[12].
В 1992 г. на кафедре источниковедения истфака открыли специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления», с 1996 г. кафедра вошла в состав кафедры архивоведения. В 1999 г. А.В. Черноухов возглавил образованное в структуре исторического факультета УрГУ отделение архивоведения, документоведения и информационно-правового обеспечения управления, в которое вошли две кафедры: архивоведения и истории государственного управления (зав. проф. А.В. Черноухов) и документационного и информационного обеспечения управления (зав. Д.В. Бугров). В 2017 г. произошло их объединение в кафедру документоведения, архивоведения и истории государственного управления. Новую кафедру возглавила автор настоящей статьи. Сегодня на кафедре трудятся 12 человек, в том числе четыре доктора и семь кандидатов исторических наук.
Следует отметить тесное и многолетнее взаимодействие кафедры с архивными учреждениями и Управлением архивами Свердловской области. Сотрудничество реализуется в нескольких направлениях. Первое из них – учебное. В его рамках государственные и муниципальные архивы области выступают местом проведения производственной практики для 2–3‑го курсов бакалавриата, где студенты осваивают необходимые операции, определяющие профессиональный профиль архивиста. Работники государственных архивов привлекаются к преподаванию «практических» предметов. Например, сотрудники ГАСО читают на 4‑м курсе спецкурсы: «Обеспечение сохранности, реставрация и консервация архивных документов»; «Автоматизированные архивные технологии»; «Система учета документов в современных архива». Представители архивов принимают участие в работе Государственной аттестационной комиссии.
В рамках научно-исследовательского направления, которое развивается между УрФУ и Управлением архивами Свердловской области на основе договора о сотрудничестве, реализуются научные проекты, связанные с оцифровкой архивных документов, созданием баз данных и введением архивных документов в научный оборот. Так, например, университет совместно с Центром документации общественных организаций Свердловской области провел оцифровку материалов Партийной переписи 1922 г. В научной лаборатории «Международный центр демографических исследований» (зав. Л.Н. Мазур) на основе этих документов была создана база данных, подготовлена и опубликована монография[13]. Интерес представляет опыт совместного руководства научными исследованиями студентов-«архидоков» (такое неофициальное название специальности утвердилось на факультете): архивы формируют список тем для студенческих курсовых работ и вместе с преподавателями кафедры курируют их проведение. Еще одно направление сотрудничества – проектное. С продвижением такой формы обучения взаимодействие с архивами приобретает особое значение, поскольку коллективные проекты имеют большой образовательный потенциал, но только при условии положительного практического эффекта. Однако этот опыт еще предстоит наработать.
Университет, в свою очередь, помогает архивной отрасли в вопросах обеспечения кадрами, повышения квалификации сотрудников архивов. В этом отношении серьезную перспективу имеет заочная форма обучения в магистратуре по направлению «Документоведение и архивоведение». Она позволяет сотрудникам архивов без профильной подготовки получить необходимое образование и документ, подтверждающий профессиональные компетенции. В условиях внедрения профессиональных стандартов диплом приобретает особое значение. Остается только добиться того, чтобы обучение носило неформальный характер и содействовало реальному повышению компетенций.
Заметим, что уникальность специальности «Историк-архивист», сочетающей фундаментальную историческую подготовку с глубоким знанием архивных технологий, вспомогательных исторических дисциплин, особенностей организации делопроизводства, в советский период поддерживалась в определенной степени и тем, что получить ее было нелегко, так как за это отвечали всего два высших учебных заведения. Ситуация стала меняться в 1990‑е гг., когда в ответ на запрос рынка труда десятки вузов в разных регионах страны начали подготовку документоведов и архивистов. В 2012 г. обучение по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» осуществляли 154 вуза Российской Федерации (включая филиалы), а по специальности «Историко-архивоведение» – 51[14]. Историко-архивная специальность открывалась преимущественно в классических или педагогических университетах на исторических факультетах и сохранила тесную связь с историческим образованием.
В 2007 г. в Министерстве образования и науки Российской Федерации было принято решение о создании нового направления профессиональной подготовки «Документоведение и архивоведение», которое объединило в себе две специальности: «Документоведение и документационное обеспечение управления» и «Историко-архивоведение». В результате пострадали обе специальности: архивисты потеряли компетенции историка, а документоведы – менеджера. Кроме того, действующий стандарт направления «Документоведение и архивоведение» в целом имеет ярко выраженную технологическую направленность: в учебном плане основное место отводится освоению технологий работы с документами в ущерб гуманитарным, историческим дисциплинам. В этом видится определенная закономерность, так как данные вопросы объективно отходят на второй план. Базовые знания и навыки документоведов и архивистов (на уровне бакалавриата) должны иметь практическую направленность и соответствовать современным задачам управления.
Слияние двух специальностей и исключение из стандарта исторических дисциплин привело фактически к деградации историко-архивного направления подготовки, которое в Уральском университете поддерживалось в виде специализации вплоть до 2017 г. Сегодня в УрГУ готовят специалистов для организации текущего делопроизводства или ведомственного архивного хранения, но исторические архивы остаются без необходимых кадров, знающих древние языки, вспомогательные исторические дисциплины, т. е. имеющих фундаментальное историческое образование. Выход здесь видится в разработке магистерских программ по архивоведению для бакалавров-историков, но организационно реализовать эту модель без целевого заказа Федерального архивного агентства чрезвычайно сложно.
Сегодня все чаще поднимается вопрос о возвращении специалитета. Спустя 15 лет реализации двухуровневой системы профессиональной подготовки приходится признать, что специалитет имел много преимуществ и давал действительно фундаментальное университетское образование, адаптивное к требованиям рынка труда. Стандарт второго поколения специальностей «Историко-архивоведение» и «Документоведение и документационное обеспечение управления», в создании и обсуждении которых принимали участие представители вузов, входивших в Учебно-методическое объединение, был наиболее продуманным и оптимальным. Этот опыт коллективного творчества, когда учитывалось мнение каждого вуза и достигался консенсус по всем спорным вопросам, дал действительно отличный результат.
Отказ от классической системы профессиональной подготовки и замена ее болонской стоили очень дорого: потребовалось много сил и времени, чтобы новая образовательная модель заработала. Однако ломать сложившуюся систему, заменяя ее прежней схемой, чревато новым кризисом профессии. Представляется, что наиболее оптимальным вариантом развития системы подготовки архивистов и документоведов было бы параллельное существование всех форм обучения. То есть при сохранении бакалавриата и магистратуры целесообразно возродить специалитет и предоставить абитуриентам и вузам право выбора соответствующей формы. В настоящее время стоит вопрос о выживании архивной специальности в региональных вузах, в том числе в Уральском университете с его почти полувековой историей подготовки архивистов, где сложилась и продолжает существовать собственная историко-архивная научная школа, о которой стоит сказать отдельно.
На Урале она складывалась параллельно с организацией образовательного процесса, впитывая традиции научных школ архивоведения и документоведения МГИАИ – Историко-архивного института РГГУ. Ее становление серьезно затормозил кризис 1990‑х гг.: появление новых специальностей и форм подготовки; развитие дистантных форм очно-заочного образования с обучением студентов в учебных пунктах, открытых в нескольких городах Уральского региона. Все это отодвигало научную работу на второй план, актуализируя учебно-образовательные стратегии развития кафедры. Тем не менее медленно, но уверенно оформлялась научная специализация кафедры, сосредоточенная на изучении документов уникального фонда Уральского горного правления – жемчужины ГАСО.
Основателем и лидером Уральской школы является профессор А.В. Черноухов, а его сподвижником выступает А.М. Сафронова, которая также в 1969 г. окончила исторической факультет УрГУ, в 1971–1974 гг. – аспирантуру (ее научные интересы сосредоточены на истории культуры горнозаводского Урала XVIII в.) и с тех пор работает на кафедре, читая базовый для историков-архивистов курс – историю государственных учреждений; в 2011 г. защитила докторскую диссертацию.
Уральская историко-архивная школа включает уже два поколения[15], третье – формируется. В последнее время тематика диссертационных работ представителей этой научной школы расширилась за счет обращения к истории архивного дела. Так, кандидатское исследование С.И. Цеменковой, защищенное по специальности 05.25.02 «Документалистика, документоведение, архивоведение», посвящено истории архива Уральского горного управления в XIX – начале ХХ в. Эстафету историко-архивных исследований продолжает Е.В. Огуренко, защитивший под руководством С.И. Цеменковой в 2021 г. магистерскую диссертацию по теме «Архивная служба Свердловской области в 1945–1962 гг.: организация, деятельность, кадровый состав», ныне – аспирант кафедры.
Перспективы развития научной школы зависят в значительной мере от бюджетного финансирования аспирантуры, которое оставляет желать лучшего. К тому же направление подготовки «Документоведение и архивоведение» имеет ярко выраженную практическую ориентацию и не относится к фундаментальным научным направлениям. Эти факторы влияют на стабильность притока молодых кадров. Проблемой остается и трудоустройство выпускников аспирантуры в связи с сокращением штатов в учебных заведениях.
На кафедре сложились свои традиции, которые важны для консолидации научного потенциала и формирования научной школы. К числу последних относится проведение периодических научно-практических конференций под общим названием «Документ. Архив. История. Современность». Первая из них состоялась в 2000 г. Конференция быстро преодолела региональный уровень и стала событием всероссийского масштаба, собирая ведущих специалистов в области архивоведения и документоведения России и других стран. В 2020 г. она изменила свой формат и проводится как Уральский историко-архивный форум (2020, 2022 гг.)[16]. Его сущностное отличие состоит в новом понимании места и роли архивов в современном обществе.
С 2008 г. кафедра организует ежегодную студенческую конференцию «Документ в современном обществе», которая также приобрела всероссийский масштаб, привлекая студентов из разных регионов Российской Федерации. 7–8 апреля 2023 г. состоялась XVI конференция, в которой приняли участие более 80 докладчиков из десятков вузов страны.
Начиная с 2001 г. на кафедре издается ежегодник – сборник научных статей «Документ. Архив. История. Современность». В 2022 г. вышел 22‑й выпуск. Все издания сборника доступны в электронном архиве УрФУ, а также размещены на сайте ежегодника[17].
Таким образом, история кафедры документоведения, архивоведения и истории государственного управления свидетельствует, что в ее стенах сложилась научная школа историков-архивистов. Концентрация усилий педагогического коллектива кафедры на организации учебного процесса придала ей типологические черты научно-образовательной школы. Сохранявшаяся долгие годы преимущественно историческая направленность научных исследований в последнее время корректируется в сторону архивной проблематики, в том числе за счет усиления внимания к введению в научный оборот новых комплексов архивных источников посредством их публикации. Поддержка архивной и документоведческой тематики происходит на уровне магистерских и бакалаврских выпускных работ.
Список литературы
-
Мазур Л.Н. Предисловие // Документальное наследие и историческая наука: материалы Уральского историко-архивного форума, посвящ. 50‑летию историко-архивной специальности в Уральском ун-те (г. Екатеринбург, 11–12 сент. 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 20–22.
-
Мазур Л.Н. Предисловие. Подводя итоги: Второй Уральский историко-архивный форум 7–8 октября 2022 г., г. Екатеринбург // Историко-культурное наследие в институциональном измерении: материалы II Уральского историко-архивного форума, посвящ. 30‑летию подготовки документоведов и 20‑летию подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Уральском федеральном ун-те (г. Екатеринбург, 6–9 окт. 2022 г.) / отв. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2022. С. 12–16.
-
Черноухов А.В. Воспоминания о главном… // Документальное наследие и историческая наука: материалы Уральского историко-архивного форума, посвящ. 50‑летию историко-архивной специальности в Уральском ун-те (г. Екатеринбург, 11–12 сент. 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 23–26.
-
Черноухов А.В. Исторический факультет Уральского государственного университета. 1970–1991. Екатеринбург, 2016.
-
Черноухов А.В. К дате основания Екатеринбурга (эпизод из жизни А.Г. Козлова) / А.В. Черноухов, В.В. Пундани // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2009. Вып. 10. С. 382–384.
[1] В муниципальных архивах области на 1 января 2013 г. трудятся 267 работников, в том числе 94 руководителя и 173 специалиста. При этом высшее образование имеют 72% (46% историко-архивное). (См.: Муниципальные архивы России: современное состояние, проблемы, перспективы развития: [интервью А.А. Капустина] // Отечественные архивы. 2013. № 3. С. 79.)
[2] Текст выступления руководителя Росархива В.П. Козлова на заседании ученого совета РГГУ 9 апреля 2002 г. // URL: http://portal.rusarchives.ru/education/9042002.shtml
[3] Московский ордена «Знак почета» государственный историко-архивный институт. 1930–1980: сб. док. и материалов. Пермь, 1984. С. 5–22.
[4] Павлова Т.Ф. Доступ к архивным документам в период хрущевской «оттепели» (вторая половина 1950‑х гг.) // Отечественные архивы. 2012. № 5. С. 13–25; Глушков А.В. Пермский госархив в первые послевоенные годы и период хрущевской «оттепели» (1945 – начало 1960‑х гг.) // Там же. 2023. № 1. С. 5–13; и др.
[5] Черноухов Анатолий Владимирович – выпускник 1969 г. исторического факультета УрГУ, с 1970 г. ассистент кафедры истории советского общества, а с сентября 1970 г. кафедры архивоведения. В 1971 г. прошел стажировку в МГИАИ. В 1974 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «История медеплавильной промышленности Урала в XVIII веке», в 1993 г. – докторскую «История медеплавильной промышленности России в XVII – 1‑й половине XIX в.».
[6] Черноухов А.В. Воспоминания о главном… // Документальное наследие и историческая наука: материалы Уральского историко-архивного форума, посвящ. 50‑летию историко-архивной специальности в Уральском ун-те (г. Екатеринбург, 11–12 сент. 2020 г.). Екатеринбург, 2020. С. 23–26.
[7] Черноухов А.В. К дате основания Екатеринбурга (эпизод из жизни А.Г. Козлова) / А.В. Черноухов, В.В. Пундани // Документ. Архив. История. Современность. Екатеринбург, 2009. Вып. 10. С. 382–384.
[8] Кривоногов Василий Яковлевич (1911–1977) – профессор, д-р ист. наук. В 1959–1961 гг. декан исторического факультета, с 1966 г. профессор Высшей партийной школы. В 1971 г. заведующий кафедрой архивоведения, 1974–1977 гг. – кафедрой историографии и источниковедения.
[9] См.: Пихоя Р.Г. Историк в потоке времени. М., 2021. С. 105.
[10] Черноухов А.В. Исторический факультет Уральского государственного университета. 1970–1991. Екатеринбург, 2016. С. 33–34.
[11] См.: Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Свердловская область. М., 1983.
[12] См.: Черноухов А.В. Гудок над Суксун-заводом. Пермь, 1977; Он же. Единственный в стране. Свердловск, 1987.
[13] «…С Лениным в башке и с наганом в руке»: Коллективный портрет Екатеринбургской губернской организации РКП(б), 1919–1923 / В.А. Бондарь, С.В. Воробьев, О.В. Горбачев [и др.]. Екатеринбург, 2019.
[14] Документоведение и документационное обеспечение управления // URL: http://www.institute-catalogue.ru/rus/specialty/117.html; Историко-архивоведение // URL: http://www.institute-catalogue.ru/rus/specialty/170.html
[15] Второе поколение Уральской историко-архивной научной школы составили аспиранты А.В. Черноухова, в разное время защитившие диссертации и сохранившие тематическую направленность исследований, заданную учителем (А.А. Бакшаев, Е.А. Курлаев, А.А. Сафронов, В.В. Шибаев).
[16] Мазур Л.Н. Предисловие // Документальное наследие и историческая наука: материалы Уральского историко-архивного форума, посвящ. 50‑летию историко-архивной специальности в Уральском ун-те... С. 20–22; Она же. Предисловие. Подводя итоги: Второй Уральский историко-архивный форум 7–8 октября 2022, г. Екатеринбург // Историко-культурное наследие в институциональном измерении: материалы II Уральского историко-архивного форума, посвящ. 30‑летию подготовки документоведов и 20‑летию подготовки специалистов в сфере туризма и гостеприимства в Уральском федеральном ун-те (г. Екатеринбург, 6–9 окт. 2022 г.) / отв. ред. Л.Н. Мазур. Екатеринбург, 2022. С. 12–16.
[17] URL: https://dais23-urgi.urfu.ru/ru/