Вы здесь
Критика и библиография
Клименко А.Ю. Историко-архивный: Из воспоминаний выпускников и преподавателей ИАИ. 1940–1990‑е годы. М.: АИРО-XXI, 2022. – 336 с.: ил. – 300 экз.
Данная книга представляет собой сборник воспоминаний бывших студентов, сотрудников Историко-архивного института (ИАИ), а также ученых, преподавателей, связавших с ним свою судьбу, и охватывает значительную часть жизни этого образовательного учреждения. Ее автор – выпускница ИАИ Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) А.Ю. Клименко, заинтересовавшись историей института, по собственной инициативе осуществила аудиозапись интервью ряда выпускников ИАИ разных лет. Это был ее персональный проект, процесс реализации которого занял длительное время: первое интервью записано в 2006 г., последние – в 2020 г. Беседы велись как по заранее подготовленным вопросам, так и в свободной форме, что дало возможность осветить многие детали жизни института, его коллектива и студентов. Затем она расшифровала тексты, обнародовав отдельные фрагменты[1]. Однако весь корпус воспоминаний представлен впервые именно в данном сборнике.
Заметим, что работа А.Ю. Клименко является одним из ярких примеров устной истории. При публикации были сохранены индивидуальные особенности речи респондентов, т.е. материал опубликован полностью, без какой бы то ни было редакторской правки.
Сборник состоит из предисловия, собственно воспоминаний в форме интервью (сюда включен также отрывок воспоминаний о студенческих годах, которые один из авторов, известный археограф В.А. Черных, записал самостоятельно), комментариев, именного указателя, а также приложения.
В предисловии заведующего кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ Е.В. Пчелова отмечены основные вехи истории института; приведена информация о его выдающихся сотрудниках, ранее опубликованных воспоминаниях об ИАИ и проектах, цель которых – сохранение памяти о нем; дано описание методики работы А.Ю. Клименко. Отметим, что Е.В. Пчелов также участвовал в проведении отдельных интервью (в частности, с Н.Ф. Демидовой, Н.М. Рогожиным).
Основная часть сборника содержит воспоминания 19 выпускников ИАИ. Почти половина из них в дальнейшем связала с ним свою профессиональную деятельность: Т.Г. Архипова, С.И. Добренький, А.И. Комиссаренко, А.В. Крушельницкий, И.В. Курукин, Р.В. Овчинников (1926–2008), Е.В. Старостин (1935–2011), А.Д. Степанский (1934–2009); другие стали сотрудниками академических (Б.С. Илизаров, Н.М. Рогожин – ИРИ РАН, Б.Н. Морозов – Институт славяноведения РАН) и отраслевого (М.Е. Андросова, А.Г. Сергеева (1942–2013) – ВНИИДАД) институтов, Главархива СССР и архивов (Н.Н. Ростова; В.А. Черных – Главархив СССР, ЦГАЛИ СССР, Археографическая комиссия АН СССР – РАН; Н.П. Воскобойникова – РГАДА; А.П. Гудзинская (1925–2013) – ЦГАДА, Военно-исторический архив, отдел рукописей Международного центра Рерихов; Н.Ф. Демидова (1925–2015) – РГАДА; В.А. Коляда – РГАФД).
Книга будет особенно интересна современным студентам и сотрудникам ИАИ, поскольку во многих интервью сообщается о том, как была устроена работа института в разные годы, содержится масса подробностей, которые не встретишь в других источниках: например, где располагались различные кафедры, кабинеты, иные помещения (Н.Ф. Демидова и В.А. Черных упоминают, что библиотека в конце 1930‑х – 1940‑е гг. находилась в нынешней 6‑й аудитории), в каких местах здание было перестроено (по свидетельству Н.Ф. Демидовой, выход во внутренний двор института был в другом месте).
Необычным может показаться и тот факт, что в 1940–1950‑е гг. часть общежитий размещалась в институте (об этом, в частности, говорят А.П. Гудзинская, В.А. Черных), и студенты могли жить и заниматься в одном здании. По отдельным свидетельствам (например, Н.Ф. Демидовой), в комплексе помещений ИАИ проживали также некоторые преподаватели.
Одной из важных тем в воспоминаниях является жизнь института в военный период. Многие опрошенные рассказывают об организации быта и учебного процесса того времени (Н.П. Воскобойникова); трудностях и тяжелых условиях студенческой жизни, голоде, необходимости выживать, помогать своим родственникам и товарищам, не теряя при этом мотивации к учебе, оставаясь такими же заинтересованными и нацеленными на получение знаний (А.П. Гудзинская). Другие, наоборот, акцентируют внимание на положительных, веселых моментах, дружбе с однокурсниками, необычных или забавных случаях на занятиях (В.А. Черных). Многие вспоминают талантливых преподавателей, отличавшихся особенной открытостью к студентам, стремившихся приобщать их к науке, прививать любовь к знаниям (Р.В. Овчинников), а некоторые (например, Н.Н. Ростова) рассказывают о тех, кто отличался непростым характером. Вспоминаются и серьезные, даже несколько пугающие случаи. Так, после обработки документов в военное время группа соприкасавшихся с ними студентов попала в больницу, поскольку бумаги были пропитаны вредоносным веществом (Н.П. Воскобойникова).
Обсуждается и политическая проблематика. Как известно, ряд выдающихся преподавателей ИАИ, следуя академическим традициям дореволюционной высшей школы и в силу своей принципиальности, не шли на компромиссы с актуальной повесткой и часто находились под давлением вплоть до увольнений. Ряд опрошенных (Р.В. Овчинников, Е.В. Старостин) рассказывают об их лекциях и семинарах, атмосфере на занятиях, отношении к ним в студенческой среде и со стороны руководства института. При этом заметим, что на некоторые личности и события рассказчики смотрят под разными углами и высказывают иногда противоположные мнения (например, Н.П. Воскобойникова и А.П. Гудзинская по-разному оценивают Л.В. Черепнина).
Разумеется, в воспоминаниях много информации об учителях и научных руководителях, развитии научных школ, направлений и кружков, во главе которых они стояли; о взаимодействии выбранной тем или иным ученым сферы деятельности в исторической науке или области архивного дела и политической повестки (А.И. Комиссаренко, Е.В. Старостин). Опрошенные вспоминают и о внеучебной деятельности – студенческих мероприятиях, в том числе вечерах, беседах (Т.Г. Архипова, А.И. Комиссаренко, И.В. Курукин, Е.В. Старостин, А.Д. Степанский).
В целом отметим, что рассказы интервьюированных, в первую очередь об учителях, товарищах, позволяют читателю увидеть живые портреты выдающихся ученых института, посмотреть на них глазами людей, общавшихся с ними, помнящих их интонации и привычки, манеру разговора и др. Сборник особенно ценен тем, что некоторых авторов воспоминаний уже нет среди нас, и он является одним из немногих источников информации об их жизни и деятельности – не только профессиональной, но и личной, персонифицированной.
Книгу завершают комментарии, содержащие биографические сведения респондентов (годы жизни, дата окончания ИАИ, занимаемые должности, наличие ученой степени), литературу и библиографию. Большое значение имеет расширенный именной указатель, дополняющий издание, поскольку воспоминания содержат немало имен, которые могут быть незнакомы современному читателю. В приложении даны редкие фотографии преподавателей ИАИ
В заключение отметим, что данная книга будет интересна студентам и сотрудникам ИАИ РГГУ, поскольку касается прошлого альма-матер, отражает развитие института на протяжении многих лет, а также связана с известными специалистами в области истории, архивоведения, документоведения, вспомогательных исторических дисциплин.
А.А. КУЗНЕЦОВА
[1] См.: «Они сохраняли традиции старой университетской дореволюционной школы…» Из воспоминаний выпускников и преподавателей ИАИ / публ. А.Ю. Клименко // Отечественные архивы. 2009. № 3. С. 94–103; URL: http://rsuh.ru/main/iai/fad/дзюбенко/object_53.1332820214.611/pdf