Вы здесь
Критика и библиография
Погост Васильевский в Ильменском Поозерье: Документы и материалы. 1497/98–2018 гг. / авт.-сост. С.В. Моисеев. Великий Новгород: [б. и.], 2020. – 287 с. – 100 экз.
В последние десятилетия резко вырос интерес не только к краеведению, возродившемуся
В нем представлена история лишь одного погоста Новгородской земли, но с исчерпывающей полнотой охватывающая огромный период: с конца XV в. по 2018 г. И это все подлинные документы, начиная с выдержек из писцовых книг рубежа XV–XVI вв., причем Васильевский погост и первая там церковь фиксируются в Писцовой книге Шелонской пятины М.И. Валуева 1498/99 г.: «Погост Васильевской на Веряже, вопче великому князю с помещики… да с Троицким монастырем с Клопска, а на нем церковь Василей святый… Да на том же погосте нетяглые: во дворе поп Оксен…» (Док. № 3), далее наличие церкви подтверждается Писцовой книгой Шелонской пятины письма и меры И.Г. Белеутова и А.Г. Жеребцова 1550/51 г.: «…а в нем церковь Василей святый Кесарийский да предел Покров Святей Богородицы» (Док. № 4), и функционирует она до сих пор! Редко какой храм в России имеет документальное подтверждение своего существования с XV в., дожил до постановления Администрации Новгородской области от 30 сентября 1998 г. «О памятниках истории и культуры» и продолжает служение. С.В. Моисеев, историк-архивист, автор ряда работ по Новгородской истории, выполнил документальную реконструкцию истории этого поселения, на протяжении веков связанного с Михайло-Клопским монастырем, землями новгородского Поозерья на озере Ильмень.
Сборник открывается двумя авторскими статьями – источниковедческим описанием документов и очерком истории Васильевского погоста, что сразу вводит читателя в круг материала. Васильевский погост исконно занимал главенствующее положение среди окрестных приходов. За всю его историю церковь там не действовала лишь пять лет (в середине
Документы для сборника выявлены в Российском государственном архиве древних актов (писцовые и переписные книги, материалы и планы межевания), Государственном архиве Новгородской области (ГАНО), Отделе письменных источников Новгородского музея-заповедника (там нашлась первая митрополичья ставленая грамота священнику этой церкви 1695 г.), Архиве Русского географического общества и др. Кроме того, автору в 2002 г. удалось обнаружить в развалинах церковной сторожки уникальный архив – от церковных книг XVII в. до документов середины XX в. В настоящее время это фонд «Церковь святителя Василия Великого деревни Васильевское Новгородского района Новгородской области, [1498 г.]», хранящийся в ГАНО под номером Р‑4605. Кроме того, автор в течение многих лет собирал, опрашивал и записывал воспоминания как местных жителей, так и тех, кто связан с этим местом родственными узами, копировал старые фотографии, тем более что Васильевское сейчас лишь в 15 км от разросшегося Великого Новгорода.
В сборнике публикуются разно-образные документы о внутренней жизни прихода: метрические документы, отчеты дореволюционным и советским властям, а также сделанные в разное время священниками описания церкви и прихода, включая этнографическое за 1849 г. (для Русского географического общества), из которого можно узнать об одежде, питании прихожан (его весомую часть составляла рыба), обычаях (в последний день Масленицы устраивали «высокий столбоватый костер»), распространении грамотности (из 278 мужчин грамоту знали 15, а из 299 женщин – четыре) (Док. № 37). Однако историко-статистическое описание за 1896 г. сообщает, что в школе при церкви с 1861 по 1896 г. обучилось уже 607 детей, включая 57 девочек (Док. № 41). Сохранились донесения с 1718 г. о не являвшихся к исповеди и причастию прихожанах, свидетельствующие о борьбе с расколом; исповедные росписи за многие годы XVIII–XIX вв., позволяющие узнать имена и родственные связи жителей погоста; сведения о пострижении в Клопский монастырь пожилых священнослужителей; акты финансовых проверок; ведомости об имуществе, внутреннем убранстве, ризнице, книгах церкви, конфискациях
В издании можно найти сведения о том, как жители на свои средства строили каменную церковь в 1860–1870‑е гг. (рыболовство на Ильмене, видимо, давало хороший доход, а, кроме того, среди прихожан были свои строители, плотники и кирпичные мастера), боролись (и, что поразительно, успешно) за свой храм в ХХ в. Так, при изъятии церковных ценностей прихожане собрали по весу серебро и выкупили образа и утварь. О своеобразной преемственности веков свидетельствуют документы, связанные с земельными тяжбами прихода, которые велись с местными крестьянами и в XVI, и в XXI вв. (sic!).
Документы содержат массу интереснейших данных о жизни и быте сельчан. Например, приведена переписка о попытке развода одной прихожанки с мужем в начале ХХ в., показывающая, что и священник, и прихожане явно не на стороне жертвы, невзирая на ее жалобы на побои и бегство к родителям.
Имеются материалы (заявления, акты) о доносах на священников, лишении их избирательных прав, арестах (Док. № 67–69). Колоритны воспоминания жителей о событиях Великой Отечественной войны, бомбежках, жертвах немецкой оккупации, угоне на работы в Прибалтику и Германию, воровстве еды оголодавшими испанцами, а также солдата, освобождавшего Васильевское в январе 1944 г. Публикуется прошение жителей Поозерья (апрель 1944 г.) к Ленинградскому и Новгородскому митрополиту Алексию (Док. № 81), ставшему спустя несколько месяцев патриархом, о возобновлении службы. Уже в январе 1945 г. они получили регистрацию и сделали опись имущества: знаменательно, что иконы и утварь в целом не были разворованы, хотя предусмотрительные члены церковной двадцатки явно намеренно «прибеднялись»: о люстрах, подсвечниках, окладах и другой утвари писали «металлические», о тканях – «рваные», о жемчуге – «поддельный» (Док. № 85).
Интересно, что книг XVII в., обнаруженных Моисеевым в той самой сторожке, ни в одной церковной описи, ни за XIX, ни за XX в., нет. Возможно, их не отличали тогда от более поздних книг церковной печати. Постсоветские времена отражены в документах, рассказывающих о постройке новых часовен, работе священников с осужденными в колонии неподалеку, двух ограблениях храма
В приложениях публикуются корпус в основном стихотворных эпитафий с памятников Васильевского некрополя с 1945 по 2018 г., интересный для современных исследователей массового сознания и культурных стереотипов, и собранные автором в домах местных жителей фотографии. На них запечатлены сама церковь с элементами новгородского и романского стилей (к сожалению, автору не удалось установить имя архитектора), местные жители, священники с прихожанами, а также с посетившим церковь в 1956 г. епископом Новгородским (позднее архиепископом Казанским и Марийским) Сергием (Голубцовым), выдающимся священнослужителем, ученым, иконописцем, братом известного историка-архивиста и археографа И.А. Голубцова. Издание дополнено списками священников и церковнослужителей, церковных старост, архиереев, которым приход подчинялся.
Конечно, в работе есть и недостатки. Так, в предисловии указан ряд интереснейших материалов, которые автор, видимо, не смог включить. Имеется список использованных документов, но желательно было бы дать именной и географический указатели.
На фоне множества региональных, краеведческих изданий публикация С.В. Моисеева выгодно отличается качественным археографическим уровнем. Архивный опыт автора обеспечил культуру передачи текста, грамотную подготовку публикации разнородных по форме источников. В целом сборник заслуживает самой высокой оценки; он стал подарком не только жителям Поозерья или даже всей Новгородчины, но и профессиональным исследователям истории, культуры, просвещения, духовной жизни России.
Ю.М. ЭСКИН
[1] См., напр.: Фролов А.Н. История села Сабурово. М., 2018.