Вы здесь
Критика и библиография
Владимирский край в годы Великой Отечественной войны 1941–1945: сб. архивных док. к 75‑летию Великой Победы / Гос. архив Владим. обл.; отв. ред. Н.Д. Максимова; сост.: Т.А. Лашманова [и др.]. Владимир: [б. и.], 2020. – 504 с.: ил. – 500 экз.
Тема, которой посвящен рецензируемый сборник (четвертый в научно-популярной серии по истории Владимирского края), для региона весьма актуальна. Ведь по периоду Великой Отечественной войны было лишь документальное издание 1959 г. об участии партийных организаций Ивановского региона, в том числе действовавших на территории Владимирского края, в тыловой работе[1]. Наличие краеведческих исследований, связанных с изучением военного времени, по причине их неоднородной географической локации и использования довольно узкого круга материалов, не позволяло считать данную проблематику в масштабах всего Владимирского края в достаточной степени изученной. Более глубокой ее разработке должно помочь настоящее издание.
Сборник предваряют предисловие и введение. В предисловии, состоящем из историографической и археографической частей, оговариваются особенности его состава и структуры, принципы отбора документов и передачи текста, состав научно-справочного аппарата; во введении дается историческая справка о положении в мире и СССР к началу нападения фашистского блока на Советский Союз.
Всего в сборник включено 473 документа, выявленных в фондах не только государственных архивов Владимирской и Ивановской[2] областей, но и ряда федеральных архивов: РГАСПИ (документы Государственного комитета обороны), РГАКФД (фотографии военных лет), РГВА (документы о военнопленных), а также в муниципальных архивах, музеях и учреждениях Владимирщины. Они разнообразны по своему видовому составу: это документация официального характера (постановления органов власти, протоколы различных заседаний, приказы, письма, докладные записки, аналитические, информационные и отчетные материалы), личного происхождения (фрагменты из дневников Л.П. Тихомировой из г. Коврова и военврача С.П. Белова, воспоминаний Л.С. Ильиной из г. Александрова), показывающие психологическое состояние общества и трагедию военного времени через восприятие современников. Эти и многие другие документы приведены не полностью, а с купюрами. Такой прием, во‑первых, позволяет включить в сборник максимальное количество источников, особенно за начальный период войны, когда за короткое время принималось большое количество управленческих решений, а во‑вторых, побуждает читателя обратиться в архив к подлинникам.
Значительная часть вошедших в сборник документов ранее не публиковалась, а некоторые, находясь на секретном хранении, были практически недоступны исследователям. Таким образом, поставленная авторами цель – «ввести в научный оборот значительный по количеству и многоаспектный круг источников, в значительной мере восполняющих имеющиеся информационные пробелы в истории края в период военного времени» (С. 4), достигнута.
Документы поделены на три главы (в каждой имеют собственную нумерацию). Главы предваряются введением, где представлена общая картина положения в стране и регионе и сделаны некоторые обобщения, подкрепленные ссылками на источники. Размещение документов в хронологической последовательности дает читателю возможность проследить события в динамике развития исторического процесса.
Первая глава («Владимирский край в начале войны. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942») является наиболее объемной. В ней 255 документов, свидетельствующих о военной мобилизации ресурсов региона, перестройке работы промышленного комплекса на военные нужды, эвакуации заводов, предприятий, учреждений и граждан, размещении раненых. Протоколы партсобраний отражают различные, порой неприглядные факты тыловой жизни: с одной стороны – патриотический подъем молодежи, стремящейся добровольно идти на фронт защищать Родину (Гл. 1. Док. № 9, 10), ударный труд на строительстве бронепоездов, массовая сдача крови для раненых, с другой – поставка организациями для фронта непригодных автомашин, претензии граждан на занятие в условиях перенаселенных городов жилплощади мобилизованных, скупка товаров первой необходимости (Гл. 1. Док. № [3]), паника и антисоветские настроения «профашистских элементов» (Гл. 1. Док. № 102). Кроме уже введенных в научный оборот документов о производстве военной продукции и снабжении фронта, строительстве оборонительных сооружений и функционировании эвакогоспиталей, здесь представлены источники по таким малоизученным темам, как работа газет, радиоточек, судебно-следственных органов, театров и кинотеатров; прием и размещение эвакуированных и детдомов; строительство аэродромов; борьба с сыпным тифом.
Из документов видно, что особое внимание руководство страны уделяло Владимиру, Коврову и Мурому, стоявшим на стратегически важном пути от Москвы к Волге, к крупнейшим военно-оборонным заводам Горьковского промышленного узла и далее к предприятиям Урала и Сибири. Вокруг этих городов строились оборонительные обводы, их население готовили к ожесточенной защите. Однако уже 1 января 1942 г. эвакуация заводов была остановлена и началось их восстановление.
Во второй главе («На этапе коренного перелома. 19 ноября 1942 – 31 декабря 1943») 117 документов, рассказывающих о напряженном труде рабочих, оставшихся на заводах, женщин – в колхозах, школьников – в госпиталях и на полях. Страна и фронт нуждались в текстиле для одежды и обмундирования, бытовой и медицинской посуде, автомобильном и оконном стекле, сушеном картофеле, теплых вещах и др. Началось восстановление законсервированных производств, налажены сбор денег на танковые колонны и авиаэскадрильи, помощь освобожденным районам Смоленской, Ленинградской, Сталинградской областей.
О степени бедности и нищеты во второй год войны говорят такие факты, как порча и «варварское расхищение» населением и воинскими частями оборудования с вынужденно севших военных самолетов (Гл. 2. Док. № 5), отправка родителями детей на рынок для продажи или обмена вещей и продуктов, чтобы как-то выжить, что в документах называлось «спекуляцией» (Гл. 2. Док. № 10), отсутствие в некоторых эвакогоспиталях мыла (Гл. 2. Док. № 16), раздача скота и молока в колхозах голодающему населению и даже инвалидам Отечественной войны (в документах это проходит как «разбазаривание») (Гл. 2. Док. № 83).
Об усугубившейся в связи с притоком эвакуированных остроте жилищного вопроса в крупных городах свидетельствует целый ряд документов. Так, в протоколе заседания Ковровского горкома ВКП(б) от 3 декабря 1942 г. говорится, что в г. Коврове рабочая военного завода им. Киркижа, жена красноармейца Красноперова в декабре 1942 г. не имела теплой одежды, проживала в частной квартире, в комнате, которую занимали пять человек. «Имея ребенка, тов. Красноперова вынуждена жить с ним на разных квартирах, т.к. хозяйка квартиры с ребенком не пускает» (Гл. 2. Док. № 4). Если в Коврове накануне вой-ны на душу населения приходилось лишь 4 кв. м жилья3, то в военные годы квартирный вопрос обострился. При этом в освобожденные от оккупантов районы вагонами отправлялись мебель, посуда, плуги и бороны, станки, инструменты, семена и семенной картофель, овощи, одежда (Гл. 2. Док. № 38, 43, 44, 46, 84, 116), отчислялись месячные заработки (Гл. 2. Док. № 17), собирались немалые средства в фонды обороны и Верховного главнокомандующего.
В третьей главе («На пути к Победе. 1944–1945») представлен 101 документ, где наряду с продолжавшейся работой на нужды фронта показано постепенное возвращение Владимирской области к обычной жизни советской провинции. В этот период наблюдался острый дефицит продовольствия, о чем, в частности, свидетельствует рапорт побывавшей в Муроме в сентябре 1944 г. начальника Владимирской школы ПВХО А.И. Павловой: «В столовых кормят только при наличии литерной карточки. В общих столовых очень плохо. Пришлось жить продуктами с рынка» (Гл. 3. Док. № 39). Ряд документов содержит сведения об увековечении в городах памяти погибших героев, праздновании Дня Победы, встрече и трудоустройстве демобилизованных.
В качестве приложений к сборнику помещены статистические данные о подготовке населения области к ПВХО с начала войны по 1 января 1944 г. и список эвакогоспиталей на 1 января 1945 г. с указанием местонахождения и количества коек.
К несомненным достоинствам издания относятся включение в него документов всех уровней власти (от высших органов государственного, партийного и военного руководства до органов управления областью, районами, населенными пунктами, предприятиями, организациями, учреждениями), а также то, что представленные в нем факты разрушают некоторые сложившиеся стереотипы. Так, традиционно считалось, что Владимирщина в годы войны была глубоко тыловой территорией, однако документы показывают, сколь важное значение придавалось руководством страны данной территории как возможному первому рубежу обороны стратегически важного направления на Волгу и далее на Урал, какая огромная работа была проведена по строительству оборонительных обводов. Если ранее в литературе о трудовом подвиге владимирцев в годы войны традиционно рассматривались самые крупные промышленные центры – Владимир, Ковров и Муром, то настоящее издание раскрывает подвиг и других городов края (Вязники, Гусь-Хрустальный, Киржач, Кольчугино).
Весьма удачным следует признать решение составителей сопроводить документы центральных и региональных архивов выдержками из сообщений Совинформбюро – официальной хроники войны, а также материалами из периодической печати. Данный подход, несомненно, обогатил издание.
Сборник прекрасно иллюстрирован, в том числе фотографиями, плакатами военных лет и др. Желание составителей наглядно показать широкому кругу читателей архивные источники почти 80‑летней давности, их внешние особенности (резолюции, пометы, исправления, качество воспроизведения и даже бумаги) заслуживает всяческих похвал и вполне оправданно для научно-популярного издания. Фотографии выявлены в фондах Государственного архива и музеев Владимирской области: Александровского художественно-краеведческого, Гороховецкого историко-архитектурного, Вязниковского и Муромского историко-художественных, Камешковского районного историко-краеведческого и др.
Следует отметить, что авторы издания умышленно не включили в него документы, отражающие такой важнейший этап в истории края, как создание в августе 1944 г. Владимирской области. Это объясняется подробнейшим раскрытием темы в предыдущем издании[4].
К сожалению, в сборнике слабо отражена работа в годы войны пионерских и комсомольских организаций в госпиталях, детских домах, с беспризорными. Между тем роль молодежи в этот период возросла – уже в 1943 г. молодые люди заменили в органах управления и на производстве ушедших на фронт старших товарищей, к 1944 г. их доля в общем числе работавших составляла 75%[5]. Использование документов молодежных организаций было бы полезным для патриотического воспитания подрастающего поколения.
Научно-справочный аппарат издания помимо предисловия включает примечания по тексту и по содержанию публикуемых документов, географический и именной указатели, списки: сокращений, номерных военных заводов, находившихся на территории края, источников и литературы, перечень использованных архивных фондов. К недостаткам можно отнести малое количество примечаний по содержанию документов, а также текстуальных, в которых требовалось разъяснить, например, такие ныне забытые понятия, как полуказарменное положение, истребительный батальон, ландрин, коксагыз и др.
В целом же сборник владимирских архивистов отличается высоким научным уровнем, четко структурированным научно-справочным аппаратом и послужит прекрасным стимулом для молодых исследователей в изучении истории родного края.
А.К. ТИХОНОВ
[1] Трудящиеся Ивановской и Владимирской областей в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) / сост.: А.И. Горшков, И.Н. Кириллов, А.М. Тарасенко, Я.Г. Шишков. Иваново, 1959.
[2] До 14 августа 1944 г. большая часть территории Владимирского края входила в состав Ивановской области.
[3] Петровичева Е.М., Тряхов И.С. Тыловой город в Великой Отечественной войне: жизнь и труд владимирцев в годы суровых испытаний. Владимир, 2018. С. 52.
[4] Владимирская область. История в документах. 1944–2019 гг.: сб. архивных док. к 75‑летию Владимирской области / Гос. архив Владим. обл.; [сост.: Н.Е. Алексеева и др.]. Владимир, 2019.
[5] Петровичева Е.М., Тряхов И.С. Указ. соч. С. 149.