Вы здесь
«...Пожалован на Ивановскую площадь».
Хронологические записи площадных подьячих Шантуровых XVII в.
Публикации документов
УДК 930.25(093)
Среди памятников русского летописания, введенных в научный оборот академиком М.Н. Тихомировым, значится и документ, озаглавленный ученым «Памятные записи подьячего». Этот интереснейший исторический источник был выявлен им в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (ныне – Российская государственная библиотека (РГБ)), в фонде 29 «Собрание рукописных книг И.Д. Беляева», № 59 (по Музейному собранию № 1567). Однако выдающийся летописевед, отметив, что «летописец конца XVII в.» занимает несколько листов, по каким-то причинам опубликовал лишь часть этого источника, оставив неопубликованным фактически его половину[1]. Такое самоограничение не позволило установить, что летописец был написан не только на л. 1–3 об., но и на 38 и 74 двумя людьми: площадным подьячим Иваном Григорьевичем Шантуровым (14.04.1656–16.12.1687) и его племянником, московским площадным подьячим Михаилом (1666/67–?)[2].
Тихомиров полагал, что это «послужной список» одного подьячего, начавшего службу в Белгороде в 1646–1647 гг. и в 1689 г. пожалованного на московскую Ивановскую площадь в Кремле[3]. На самом деле первые записи касаются дворянина (скорее всего, новгородского уездного сына боярского) Григория Шантурова[4] и сделаны его сыном Иваном, площадным подьячим, а его внуком Михаилом, племянником Ивана, доведены до взятия Азова в 1696 г.
«Хронологические записи Шантуровых», как мы назвали памятник в 1980 г.[5], уникальны не только относительно этой семьи. Площадные подьячие, не состоявшие в штате московских приказов или уездных приказных изб, вынужденно выпадают из поля зрения исследователей, поскольку их службы почти не фиксируются в документах. Собственно, службой их работа и не считалась, хотя в XVII в. постоянная «палатка» (в действительности – небольшое, но основательное здание) на Ивановской площади, у колокольни Ивана Великого, была подведомственна государевой Оружейной палате[6], а площадные подьячие в городах – уездным дворянским корпорациям[7]. Между тем роль этой многочисленной категории подьячих в жизни государства была значительна. Именно они составляли в массовом порядке акты о сделках и входящие документы, подаваемые частными лицами в центральные и местные государственные учреждения. Они же выступали ходатаями по бесчисленным судебным тяжбам. Именно благодаря их усилиям уровень правовой активности представителей всех слоев Российского государства был намного выше, чем принято считать[8].
Записи свидетельствуют, что потомки заслуженного военного, участвовавшего в составе дворянской «сотни» в самых знаменитых кампаниях Русско-польской 1654–1667 гг. и Русско-шведской 1656–1658 гг. войн, похода против С.Т. Разина 1670–1671 гг., а также Русско-турецкой войны 1673–1681 гг., по праву гордившиеся подвигами своего отца и деда, становились частными ходатаями по делам, подобно тому, как многие страдавшие безземельем уездные дворяне – дети боярские – шли в подьячие государственных учреждений: центральных (московских приказов) и местных (окружных и уездных губных и приказных изб). Они поднимались до больших высот: псковский (из Опочки) сын боярский А.Л. Ордин-Нащокин стал боярином и главой Посольского приказа[9], брянский сын боярский Ф.Л. Шакловитый[10] – фаворитом царевны Софьи[11], окольничим и фактически «министром внутренних дел».
Нельзя исключить, что и Григорий Шантуров привлекался к воеводскому делопроизводству: в воеводских пограничных разрядах, куда он призывался на службу, крайне требовались грамотные делопроизводители. Однако он вряд ли был профессиональным делопроизводителем – такие люди во множестве с успехом избегали призыва, оставаясь на должностях в уездных выборных дворянских учреждениях, упраздненных только царем Федором Алексеевичем в 1679 г., да и то ненадолго (они начали возрождаться уже при царевне Софье)[12]. Указания на участие Григория в крупных сражениях и пограничных стычках свидетельствуют в пользу версии о его военной службе – сотенной, поскольку он служил в воеводских разрядах, без упоминания складывавшихся как раз в его время постоянных разрядных полков.
При публикации рукописи М.Н. Тихомиров описал ее внешние признаки предельно лаконично: «…сборник, размером в четвертку, на 83 л., без начала и конца. Писана она скорописным почерком второй половины XVII в. …Некоторые места летописца неразборчивы, так как буквы стерлись»[13]. К этому можно добавить, что хронологические записи сделаны на свободных страничках нравоучительно-исторического сборника второй половины XVII в.[14], который подробно описал выдающийся археограф А.Е. Викторов[15]. Первоначальная (буквенная) пагинация л. 1–40 показывает, что часть листов была утрачена (сейчас это л. 1–33), часть перепутана местами (современные л. 36, 37, 60 об. – 75 по старой пагинации значатся как л. 41, 42, 33–58). Переплет сборника традиционен: доски в тисненой коже. Владельческая запись на л. 5–28 почти везде стерта до нечитаемости, но на л. 15 об. значится четко: «Сия книга Ива(на) Григорьева сына Шантурова».
Исследование изменений чернил и почерка рукописи позволяет установить, что первый автор, 26‑летний площадной подьячий И.Г. Шантуров, однажды за один присест записал основные события в жизни своей семьи. Сначала он перечислил «службы»: и многочисленные военные походы отца, и перипетии своей более мирной служебной биографии, в которой, однако, имелись уже и пожалования, и увольнения от дел из-за «льсти» неких злопыхателей. Доведя это заинтересовавшее М.Н. Тихомирова повествование до 1682 г. (л. 1–2), Иван Григорьевич продолжил его «мелкими заметками частного характера», ученым опущенными. Однако именно эти записи раскрывают родство и реальную историю трех поколений Шантуровых.
Шантуров-сын записал даты рождения членов семьи (до ноября 1684 г.), а затем всякие занимательные столичные события с 1682 до лета 1685 г.: пожалования, освящение церкви и т.п. Перечитывая текст, Иван Григорьевич на свободном листке описал встречу в Москве царя Арчила в декабре 1685 г. (л. 38). В сборнике самый поздний текст близок по времени к этой записи: «Список с новоуказной статьи слово в слово» (л. 53 об. – 59 об.): копия указа об упорядочении судопроизводства по челобитной уездного дворянства на московских вотчинников от 11 ноября 1685 г.[16] Датировать эту серию повременных записей следует декабрем 1685 г., а более надежно – с конца 1685 до 16 декабря 1687 г., когда Иван Григорьевич умер.
После безвременной кончины И.Г. Шантурова к рукописи, по крайней мере трижды, обращался его племянник, 22‑летний подьячий Михаил Шантуров. Он жил, судя по уникальным свидетельствам в записях, связанным с храмами святых Михаила и Федора Черниговских и Климента Папы Римского, в том же районе Замоскворечья, что и Иван Шантуров, в начале Пятницкой улицы, недалеко от наплавного моста, ведущего через Москву-реку к Кремлю и Красной площади. Еще до смерти дяди Ивана Михаил был пожалован (1685 г.) на Троицкую площадь в Кремле, окруженную монастырскими и патриаршими палатами (не путать с современной площадью на развалинах монастырей). О существовании корпорации подьячих этой площади мы узнаем впервые. Дел, однако, хватало и там, судя по написанному Михаилом характерными для него чернилами черновику челобитной Ивашки Харитонова о доправке оброчных денег с Ивана Артемьева сына Мылника (л. 37 об.)[17].
Михаил продолжил семейную хронику по тем же разделам, дополняя и исправляя предшествующие записи, которые должны были доходить по крайней мере до 1691 г. (см. его вставки на л. 1 об. и 2 об.), однако они механически обрываются на описании пожара 17 июня 1689 г. (л. 3 об.). По первоначальной (буквенной) пагинации следующий лист отмечен номером 9. На нем располагается уже текст повести об Акире Премудром, почти самое ее начало. Таким образом, хронологические записи Шантуровых могли продолжаться еще почти на 5 листов и начинаться с более ранних событий. К сожалению, полностью их текст не сохранился, да и сама рукопись уже во времена Тихомирова была настолько ветхой, что даже этот выдающийся палеограф не мог разобрать все слова.
Мы постарались это сделать в предлагаемой ниже полной публикации текста. Наши добавления к оригиналу даны в круглых скобках. Даты от Рождества Христова отличаются от дат издания М.Н. Тихомирова, поскольку у нас все записи привязаны к конкретным событиям, происходившим до или после 1 сентября указанного Шантуровыми года от Сотворения мира, когда старый год переходил в новый.
Вступительная статья, подготовка текста к публикации
и комментарии А.П. БОГДАНОВА.
Список литературы
-
Богданов А.П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники: сб. ст. за 1980 г. М., 1981. С. 197–206.
-
Злотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси. Пг., 1916.
-
Тихомиров М.Н. Записки приказных людей конца XVII в. // Русское летописание. М., 1979. С. 253–273.
-
Тихомиров М.Н. Записки приказных людей конца XVII в. // Тр. Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома). М.; Л., 1956. Т. 12. С. 442–457.
[1] См.: Тихомиров М.Н. Записки приказных людей конца XVII в. // Тр. Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома). М.; Л., 1956. Т. 12. С. 456–457; Он же. Записки приказных людей конца XVII в. // Русское летописание. М., 1979. С. 256, 272–273.
[2] Михаил не был сыном Ивана Григорьевича ни по возрасту, ни потому, что в записях отметил только свою умершую во младенчестве дочь Федосью. Если Иван умер бездетным, его рукопись, имущество и место площадного подьячего мог унаследовать более дальний родственник, скорее всего, сын Федосьи Григорьевны Шантуровой, сестры Ивана, отметившего в записях ее рождение, но не замужество и рождение детей.
[3] Скорее всего, 1689 г. указан М.Н. Тихомировым ошибочно; в тексте летописца дата этого события – 1680 г. (См.: Записки приказных людей… М., 1979. С. 256, 273.)
[4] Даты его рождения и смерти отсутствуют, об имени Григорий мы догадываемся по отчеству Ивана Григорьевича Шантурова в его владельческой записи на л. 15 об.
[5] Богданов А.П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники: сб. ст. за 1980 г. М., 1981. С. 197–202.
[6] Злотников М.Ф. Подьячие Ивановской площади. К истории нотариата Московской Руси. Пг., 1916. Ср.: Лихачев Н.П. Площадные подьячие XVI столетия // Сб. ст. по русской истории, посвящ. С.Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 139–143.
[7] Беделев М.Р. Площадные подьячие Тульской земли в XVI–XVII вв. // Позднесредневековый город II: Археология. История. Тула, 2009. С. 83–98.
[8] Гуськов А.Г. Отношение к суду в Московском государстве XVII в. (к постановке проблемы) // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. № 1. С. 84–90.
[9] Чистякова Е.В., Галактионов И.В. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин // «Око всей великой России»: Об истории русской дипломатической службы XVI–XVII вв. М., 1989. С. 108–146; Буганов В.И. Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин // Вопр. истории. 1996. № 3. С. 60–81.
[10] Галанов М.М. Федор Шакловитый // Вопр. истории. 1995. № 3. С. 155–159.
[11] Об этом свидетельствуют не только косвенные данные, но и рассказ князя Б.И. Куракина о месте Шакловитого при царевне во время Крымских походов 1687–1689 гг. (См.: Богданов А.П. Московская публицистика последней четверти XVII в. М., 2001. С. 265–278; Он же. Царевна Софья и Петр. Драма Софии. М., 2008. С. 294.)
[12] Богданов А.П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М., 2018. С. 120–122, 200–205.
[13] Тихомиров М.Н. Записки приказных людей… М., 1979. С. 272.
[14] Рукопись на 83 л. написана на бумаге с водяным знаком типа Гераклитова № 1399–1664 г. (См.: Гераклитов А.А. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов русского происхождения. М., 1963.)
[15] Викторов А.Е. Собрание рукописей И.Д. Беляева. Издано к пятидесятилетнему юбилею Румянцевского музея. М., 1881. С. 60–61.
[16] ПСЗ‑1. Т. II. 1830. № 1140. С. 689–699. Указ царей Ивана и Петра и царевны Софьи включает развернутое дело с дворянскими челобитными, приказным докладом и государевым определением, в целом для дворян удовлетворительным.
[17] Подобные деловые записи см. также на л. 15 об., 37 об., 39, 74.
1646 г. – 1696 г., сентября 22. – Летописец [A]
л. 1 1646 |
Во 154-м и во 155-м в Белегороде у (в)олового[B] дела. |
1647 |
В 155-м году во Пьскове. |
1654–1656 |
Во 162-м и во 163-м и во 164-м годех в ево государевых в литовских и немецких походех[1]. |
1658 |
|
1659 |
Во 167‑м и во 168‑м годех на Конотопском бою[3]. |
1660 |
Во 169‑м на Сапегине бою[4]. |
1662 |
Во 170‑м и во 171‑м годех в Севеску[5]. |
1664 |
Во 172‑м и во 173‑м годех в Литовских городех[6]. |
1668 |
Во 176‑м и по 177‑м годех в Севеску и в Молоросийских городех[7]. |
1670–1671 |
|
1675 |
Во 183‑м году в Севску[9]. |
1676 |
Во 184‑м и во 185‑м годех в Молор(ос)ийских городех[10]. // |
л. 1 об. 1677–1678 |
Во 185‑м и во 186‑м годех под Чигириным[11]. |
1678–1679 |
Во 186‑м и во 187‑м году в Путивле[12]. |
1679–1680 |
Во 187‑м и во 188‑м годех под Киивым[E]. |
1680 |
Во 188‑м году в Путивле ж. |
1690 |
|
1679 |
Во 188‑м году, ноября в 21 день, на праздник Вьведения Богородицы[H][13] пожалован на Ивановскую площадь[14]. |
1682 |
Межь было благовестия и льсти[I] отказано с площади с Ыванов(с)кой во 190‑м году, генъваря в 5[J] день[15]. |
1689 |
|
л. 2 1682 |
А пожалован[L] во 190‑м году апреля 2 день, на память преподобного отца нашего Тита чюдотворца[M]. |
1682 |
Во 190‑м году, апреля в 27 день на память святаго священомученика Семиона, сродника Господня во плоти, великого государя царя Феодора Алексеевича в другоноцотом часу в последней четверти[17] преставись[N]. |
1682 |
Смятение на бояр было во 190‑м году, маия в 15 день и в 16 день и в 17 день числех. В 18 день боярин Кирила Полуехьтович пострижен в Чудове монастыре[18]. Боярина князя Ивана Андреевича с сыном ево Хованьских козняны во 191‑м году сентября в 18 день, на память святых мучениц дев Веры, Любве, Надежды и матери их Софии[19]. // |
л. 2 об.[O] 1656 |
Во 164‑м году апреля в 14 день родилъся я, Иван. |
1659 |
Во 165‑м году родилась Федосья[P]. |
1681 |
Во 189‑м году, майя в 20 день, родилась дочь моя, Федосья. |
1684 |
193 ноября в 10 день преставися младенец Федосья. |
1691 |
Во 199‑м году[Q]. |
1682 |
Во 191‑м году ноября в 26 день учинился пожар у[R] великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича в ево хоромех. И от того пожара соборная церковь[20] згорела, и многие паникадила попадали, а святых мощи вынесли к Михайлу Архангелу[21]. // |
л. 3 1683 |
Во 192[S] сеньтября в 14 день учинилъся пожар во дворце, на сушилах кровли згорели[22]. |
1683 |
Во 19втором[T] году сеньтября против 7 числа в третьем часу ночи учинилъся пожар – ряды погорели до Ильинского[U] кресца[23]. |
1684 |
Во 193‑м сеньтября в 6 день принесение (мощей) и освещение церкви благоверного князя Михайла и боярина его Феодора Черниговских чюдотворцев. За мощами был святейший Иоаким патриарх и благочестивейши(й) великий государь царь Петр Алексеевич[24]. |
1685 |
Во 193 году в 9 день Михайло[V]. // |
л. 3 об. 1685 |
193 году июня в 18 день пожалован в денежную роспись на Иваново место Кирилова[W][25]. |
1685 |
Во 193‑м году июля в 29 день пожалован на Троецкую площать[X] Михайло Шантуров. |
1687 |
Во 196‑м году декабря в 16 день святого пророка Агея, преставися раб божий Иван Шантуров. |
1685 |
Во 194‑м году декабря в 22 день родился. |
1687 |
Во 196[Y] году в 20 день придел церкви Климонту папо Римской стали строить[26]. |
1666/67 |
Во 175‑м году родися Михайло Шантуров. |
1668/69 |
Во 177‑м году родися Анна Тимофеива дочь[Z]. |
1689 |
Во 197‑м году июня в 17 день пожар был от Орьбату да по Неглинну реку, а загореся в Никольском моностыре[AA][27]. // |
л. 38 1685 |
194‑го году декабря в 9 день пришел к Москве Мелетрийский царь Арчил з женою и з детми[28]. Встреча была за селом Покровским, а на встрече были: двор Конюшенной великих государей[29], да столники и стряпчие и дворяне московские, да дьячья сотня[30], да всех приказов подьячие, десять полков стрелецких. Шел по Мяснитцкой[BB] ульце, поставлен на Покровке на Давыдове дворе Минилиеве[CC]. |
1696 |
Во 204‑м году генваря в (29)[DD] день престависся[EE] благоверный великий государь царь Иоанн Алексеевич в обедню в 4‑м часу[FF]. // |
л. 74 1696 |
204‑го июля в 18 день на память святых мученик Акинфа иже во Астрадаме[GG] и святаго мученика Емилиана, великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец с ратными людьми взял Азов град[HH]. |
1696 |
205 году сентября в 22 день[II]. |
РГБ. Ф. 29 «Собрание И.Д. Беляева», № 59 / М-1567. Л. 1–3 об., 38, 74.
[1] Походы царя Алексея Михайловича против польского короля и шведов в Прибалтике, именуемых «немцами» столь же часто, как «свеями», начались в мае 1654 г. Последний затянулся с мая до октября 1656 г., так что мог быть датирован 7164 г. Больше царь сам в походы не ходил.
[2] Имеются в виду действия против польного литовского гетмана Винцента Корвина Гонсевского, разгромленного войском боярина князя Ю.А. Долгорукова и взятого в плен в районе Вильно, под Верками, 11 (по русскому стилю) октября 1658 г., т.е. 7167 г. Наши войска находились в Литве с весны и вернулись в Смоленск лишь в ноябре 1658 г.
[3] Войско боярина князя А.Н. Трубецкого, потерпевшее крупное поражение под Конотопом 28 июня 1659 г., было в походе с марта до июля 7167 г. Очевидно, Шантуров засчитал в службу и стояние войск до осени в Путивле. Это справедливо, ибо службой считали все время присутствия дворянина в войске и отсутствия его в уезде.
[4] Выражение «Сапегин бой» относится к знаменитой битве войск боярина князя И.А. Хованского под Полонкой против гетмана великого литовского Павла Яна Сапеги и воеводы Стефана Чарнецкого 28 июня 1660 г. (по Григорианскому календарю). Тяжелые потери в сражении понесла русская пехота и новгородские дворяне, однако смоленская конница отступила организованно. Поражение в битве не привело к уходу Хованского с театра военных действий, так что, хотя битва была в 7168 г., кампания «Сапегина боя» датировалась в служебных документах 7168 и 7169 гг. Выражение трудно отнести к не столь знаменитым боям русских войск в Литве с лета 7169 г. до декабря 7170 г. против полков великого кравчего литовского Кшиштофа Франтишека Сапеги.
[5] Летом и осенью 1662 г., т.е. в конце 7170 г. и начале 7171 г., в Севске, главном городе не так давно созданного Севского разряда (одновременно пограничного округа и армии), служил чрезвычайно знатный для этих мест воевода. Историки спорят лишь о том, это боярин Петр Васильевич Большой Шереметев или Петр Борисович Шереметев. (См.: Крашенинников В.В. Севские воеводы в XVII в. // Деснинские древности – IV: материалы межгосударственной науч. конф. «История и археология Подесенья». Брянск, 2006. С. 233.)
[6] Судя по ряду служб в Севском разряде, Григорий Шантуров мог выступить с ним в решающей кампании Русско-польской войны 1654–1667 гг. против польского короля Казимира, на отражение вторжения которого зимой 1664 г. были подняты Белгородский разряд боярина князя Г.Г. Ромодановского, Севский разряд боярина П.В. Большого Шереметева и даже Царский разряд (Большой полк) боярина князя Я.К. Черкасского. Это объясняло бы, почему в записи не упомянут «Казимиров бой»: король был разгромлен Ромодановским при поддержке полков Черкасского. Но выражение «литовские города» уводит нас в Новгородский разряд боярина князя И.А. Хованского, с которым воевода вторгся в Литву зимой 1664 г. и разгромил ряд польских полков, в том числе польного гетмана литовского Михаила Казимира Паца под Витебском, 6 июня. Все разряды завершили боевые действия только осенью, т.е. в 7173 г.
[7] «Береженье малороссийских городов» было важной задачей Севского разряда в 1668 г., когда на Левобережной Украине вспыхнул мятеж гетмана И.М. Брюховецкого, осложненный татарскими набегами. Шантуров мог участвовать в победе над татарами под началом первого воеводы разряда, боярина князя Г.С. Куракина, 5 июля 1668 г. под Севском и их разгроме вторым воеводой, стольником М.М. Дмитриевым, под Глуховом, т.е. уже «в Молоросийских городех». Тем же летом в Севск были присланы с подкреплениями братья-воеводы стольники Д.А. и А.А. Барятинские, выдвигавшиеся для обороны от татар и мятежных малороссийских «черкас» на дальние «малороссийские» рубежи. (См.: Крашенинников В.В. Указ. соч. С. 235.)
[8] Низовые города в междуречье Оки и Волги (Арзамас, Алатырь и др.) и вниз по течению Волги, где севские воеводы братья Д.А. и А.А. Барятинские с полками и дворянскими сотнями участвовали в подавлении восстания Степана Разина без смены в 1670–1671 гг.
[9] В этом сравнительно тихом году воеводой в Севске был стольник И.П. Лихарев, дьяком – Борис Остолопов. (См.: Крашенинников В.В. Указ. соч. С. 238.)
[10] Нельзя сказать, участвовал ли Шантуров во взятии Чигирина войсками боярина князя В.В. Голицына и Г.И. Косагова, в котором была задействована часть полков Белгородского разряда, куда в 1676 г. был переведен севский воевода И.П. Лихарев.
[11] В двух Чигиринских походах Севский разряд выступал под командой стольника воеводы Л.Р. Неплюева. Но главной ударной силой был Белгородский разряд боярина князя Г.Г. Ромодановского. Если Шантуров воевал «в Молоросийских городех» уже в 1676 г., то, скорее всего, он был переведен в Белгород. Отпуска со службы после одной кампании во время тяжкой войны с Турцией в 1676–1681 гг. было практически не получить.
[12] Несмотря на то что второй Чигиринский поход (1678 г.) заложил основу для переговоров с турками о мире, дворянские сотни не распускались в уезды, а полки не отводились в разряды, но стояли в готовности на границе до заключения Бахчисарайского мира 1681 г. (См.: Богданов А.П. Царь-реформатор Федор Алексеевич: старший брат Петра I. М., 2018. С. 195.)
[13] Запоминание точной даты облегчалось ассоциацией события с непередвижными церковными праздниками: Введение Богородицы во храм отмечается 21 ноября (4 декабря по новому стилю).
[14] Иван Шантуров пишет о себе, так как отец его служил в этом году в Путивле и под Киевом.
[15] Ивановская площадь между кремлевскими соборами и царским дворцом, рядом со зданиями большинства центральных ведомств-приказов, была самым доходным и престижным для частных ходатаев местом в столице. Отказ в таком месте был обиден, однако продолжался недолго. Следующая запись Ивана Шантурова, отделенная от этой позднейшей вставкой Михаила Шантурова, говорит, что вскоре он вернул себе место, как раз накануне Московского восстания 1682 г., когда Ивановская площадь стала ареной многочисленных убийств, начиная с ее очищения залпами стрельцов и солдат от боярских холопов во время штурма Кремля 15 мая.
[16] Обыски, т.е. сыск путем опроса свидетелей, в первых числах сентября 1689 г. были предвестием жесточайшего розыска (инквизиционного процесса с пытками) по делу о восстании стрельцов, начавшегося 17 сентября по приказу Петра I, неудовлетворенного сыском и казнями повстанцев в июне под Воскресенским монастырем. (Розыск и последовавшие за ним массовые казни исследованы, см.: Буганов В.И. Московские восстания конца XVII в. М., 1969. С. 402–407.) Об обысках же сообщает только Шантуров, которого вряд ли можно подозревать в незнании главных процедур дознания.
[17] О кончине государя в последней четверти 12‑го часа свидетельствует и Исидор Сназин, составитель Мазуринского летописца. Поденные записи подьячего одного из патриарших приказов называют 13 часов дня, соответственно записям Разрядного приказа. Летописец Посольского приказа 1686 г. пишет о первой четверти 13‑го часа. Церковные записи, к которым восходит в данном случае текст Летописца 1619–1691 гг., говорят о второй четверти 13‑го. Очевидно, подьячие Ивановской площади узнавали о событиях во дворце в числе первых. (См.: Богданов А.П. Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники: сб. ст. за 1980 г. М., 1981. С. 197–202.)
[18] Боярин К.П. Нарышкин, дед царя Петра по матери, разыскивался восставшими как государственный изменник, но царевна Софья уговорила сохранить ему жизнь. 18 мая пострижен в Чудовском монастыре и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где скончался в 1691 г. (См.: Буганов В.И. Указ. соч. С. 181–182.)
[19] Боярин И.А. Хованский Тараруй с сыном казнены правительством царевны Софьи и В.В. Голицына 17 сентября, на память названных Иваном Шантуровым святых. Здесь запоминание с помощью церковных праздников подвело площадного подьячего, спутавшего дату самого церковного праздника.
[20] Успенский собор Московского Кремля; здесь сгорела только кровля и расплавились крепления паникадил на сводах.
[21] То есть в Архангельский собор. Пожар произошел вскоре после водворения царя Петра в его палаты, когда Софья привезла его с братом Иваном и семьей в Москву из Троицы 3 ноября 1682 г. (См.: Буганов В.И. Указ. соч. С. 313.) Сгорели также все хоромы цариц и царевен и крыши Патриаршего двора. (Подробно пожар описан патриаршими летописцами, см.: ПСРЛ. М., 1968. Т. 31. С. 179, 203.)
[22] Пожар этот, кажется, отметил только Иван Шантуров, что неудивительно для подьячего Ивановской площади напротив дворца.
[23] Уникальное упоминание о локальном пожаре торговых рядов на Красной площади, видимо, от Никольской до Ильинки, т.е. примерно от современного Исторического музея до Лобного места.
[24] Речь идет об освящении храма Михаила и Федора Черниговских в Замоскворечье после реконструкции. Храм был построен в камне в 1675 г. Проверить уникальное сообщение Шантурова по документам оказалось невозможным, тем более что год указан явно ошибочно. В Москве Петр был 6 сентября годом раньше, в 7192 (1683) г. – он отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь только 18 сентября, при этом записи о его действиях после 1 сентября отсутствуют. (См.: Дворцовые разряды, по высочайшему повелению изданные II Отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Т. 4 (с 1676 по 1701 г.). СПб., 1855. Стлб. 239–244.) В указанный Шантуровым день, 6 сентября 1684 г., пожаловав, вместе с царем Иваном, несколько человек чинами, Петр не мог участвовать в освящении храма, поскольку сразу выехал с матерью и свитой на богомолье в Калязин, в Макарьев монастырь; Иван же был на освящении патриархом Иоакимом церкви Рождества Богородицы «в верху», в личной части Кремлевского дворца. (Там же. Стлб. 301–303.) После записей за август 7193 (1685) г. в Дворцовых разрядах большой пропуск до октября 1688 г., т.е. уже близко к смерти И.Г. Шантурова в декабре, когда спутать дату ему было бы трудно. (Там же. Стлб. 372–373.)
[25] Вероятно, площадные подьячие имели общий фонд доходов для поддержания членов корпорации.
[26] Это еще одно уникальное сообщение о событиях, связанных с храмами Замоскворечья в начале Пятницкой улицы, где, вероятнее всего, и жили Шантуровы.
[27] Пожар этот подробно описан в Беляевском летописце, где датирован 16 июня. (См.: Россия при царевне Софье и Петре I. Записки русских людей / публ. А.П. Богданова. М., 1990. С. 43.)
[28] «Имеретийский царь» Арчил Вахтангович (согласно его титулованию в государевой Родословной книге под 13 сентября 1686 г.) жил в России 6 лет (1682–1688 гг.), а его сыновья Александр и Матвей явились в Москву 10 августа 1684 г. (РГАДА. Ф. 110 «Сношения России с Грузией». Оп. 1. Кн. 10–11). Русское подданство он получил еще от царя Федора Алексеевича (Там же. Кн. 9. Ч. 1; Стлб. 1681 г. № 1. Л. 1–192), но отправляться восвояси не желал (Там же. Стлб. 1682 г. № 3. Л. 1–223). Торжественная встреча его с семейством в Москве в декабре 1685 г. была связана с желанием царевны Софьи подчеркнуть блеск своего правления и стоила казне содержания «царя» в Москве с 1685 до 1688 г. (Там же. Стлб. 1686 г. № 1; 1687 г. № 1). Царя «обнадежили» грамотой царей Ивана и Петра, что он «по его прошению в подданство принят будет» (Там же. Стлб. 1683 г. № 3), пригласили в столицу его сыновей (Там же. Стлб. 1684 г. № 1) и оформили огромное дело по доставке «царя» в Москву в сентябре–декабре 1685 г. (Там же. Стлб. 1685 г. № 2. Л. 1–415). Арчил отбыл в Грузию в 1688 г. (Там же. Кн. 12; Стлб. 1687 г. № 2; Стлб. 1688 г. № 1), но его жену Посольский приказ содержал еще в 1688–1691 гг. (Там же. Кн. 13), а сыновей – в 1690–1693 гг. (Там же. Кн. 14).
[29] Конюший двор поставлен выше трех низших категорий московских дворян благодаря участию в церемонии во главе своих людей, конюшего боярина – первого в Боярской думе.
[30] «Сотня» обозначает корпорацию, а не число дьяков.
[A] Заголовок документа.
[B] Слово трудно различимо, у М.Н. Тихомирова: довотного.
[C] У М.Н. Тихомирова: Госеепъском.
[D] Году – пропущено М.Н. Тихомировым.
[E] У М.Н. Тихомирова: Киевым.
[F] Году – пропущено М.Н. Тихомировым.
[G] Последнее слово не прочитано М.Н. Тихомировым. Вся эта статья вписана другими чернилами Михаилом Шантуровым в текст своего дяди Ивана.
[H] У М.Н. Тихомирова: Богородица.
[I] Льсти – не прочитано М.Н. Тихомировым.
[J] У М.Н. Тихомирова: 15.
[K] Вставлено Михаилом Шантуровым более темными чернилами, чем в предыдущей вставке. После написания целый ряд букв подправлен теми же чернилами.
[L] Вновь на Ивановскую площадь, судя по контексту, нарушенному позднейшей вставкой об обысках.
[M] День св. Тита 2 апреля (15-го по новому стилю).
[N] У М.Н. Тихомирова: преставися.
[O] Отсюда начинается текст, не учтенный в публикации М.Н. Тихомирова.
[P] Очевидно, сестра Ивана Григорьевича.
[Q] Неоконченная вставка сделана Михаилом Шантуровым теми же чернилами, что вставка об обысках 7198 г. выше. Чернила чуть темнее, чем вставка о «кабыле» 7199 г.
[R] В тексте читается как «и».
[S] «Во 192» написано теми же чернилами на месте стертого.
[T] Так в тексте.
[U] В тексте ошибочно: Илнуского.
[V] Неоконченная вставка сделана Михаилом Шантуровым теми же чернилами, что и вставки выше.
[W] Все еще почерк Ивана Шантурова и его прежние чернила.
[X] Последнее слово, написанное Иваном Шантуровым. Далее – записи Михаила Шантурова другими чернилами, теми же, что его отмеченные выше вставки.
[Y] Буква, обозначающая последнюю цифру, читается плохо. Может быть, и «197».
[Z] Запись зачеркнута сразу по написании, без малейшего изменения оттенка чернил: они заметно менялись при разведении остатков и со сменой флакона.
[AA] Далее текст оборван – следующий лист по буквенной пагинации не 4-й, а 9-й, это уже начало повести об Акире Премудром. Для записей оставалось еще 5 листов, если между ними и повестью не было еще одного сочинения.
[BB] В тексте описка: Мякнитцкой.
[CC] Возможное прочтение: Минилшеве. Статья о приезде Арчила написана Иваном Шан-туровым теми же чернилами, что и остальные его записи.
[DD] День пропущен.
[EE] В тексте описка: престависия.
[FF] Сообщение о кончине царя в 4-м часу после полудня уникально среди летописцев.
[GG] Имеется в виду: Амастриде.
[HH] Обе записи на л. 74 написаны Михаилом Шантуровым теми же чернилами, которыми он делал вставки выше, и зачеркнуты.
[II] В тексте ошибочно: 204, т. е. 1695 г.; видимо, автор забыл прибавить год после 1 сентября. Михаил Шантуров хотел написать о каком-то московском событии, так как никаких знаменитых событий в Азовском походе и в царской семье в этот день 1696 г. не было, но здесь текст оканчивается.