Вы здесь
Бурятия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: сборник документов
Критика и библиография
Бурятия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: [сб. док.] / авт.-сост.: д-р ист. наук Б.Ц. Жалсанова, канд. ист. наук М.С. Новолодская, Н.С. Барданов и др.; науч. ред. Л.В. Курас. Иркутск: Оттиск, 2020. – 848 с.: ил. – 400 экз.
Рецензируемый сборник, приуроченный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовлен работниками Государственного архива Республики Бурятия (ГАРБ) при финансовой поддержке Министерства культуры РБ в рамках государственной программы «Культура Бурятии».
Следует отметить, что первая публикация архивных источников из фондов ГАРБ по этой теме вышла в 1975 г.[*] Тогда в нее был включен 261 документ, раскрывающий в основном «всеобъемлющую роль» Коммунистической партии в организации победы над фашистской Германией, что соответствовало общепринятой исторической парадигме, сформировавшейся под воздействием идеологии тоталитарного государства. Составители настоящего сборника, тщательно проанализировав документы, использовали из предыдущей книги лишь 170 из них. Всего же в новом издании опубликовано 444 разноплановых исторических источника. Это в основном не вводившиеся ранее в научный оборот делопроизводственные материалы, выявленные в 33 архивных фондах, что свидетельствует о большом и кропотливом труде авторского коллектива.
Издание предваряет обширное предисловие, содержащее подробную историческую справку, в которой говорится о весомом вкладе народов Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики в общую победу. Так, из Бурятии было призвано в Красную армию свыше 120 тыс. человек, почти 40 тыс. не вернулись с полей сражений, 43 удостоены звания Героя Советского Союза, 12 стали полными кавалерами ордена Славы. Их именами названы улицы, микрорайоны, школы, парки (С. 17).
В сборнике два раздела. В первом, наиболее объемном, «Все для фронта, все для Победы!» 313 документов: постановления органов советской власти, решения комитетов и бюро ВКП(б) различного уровня, отчеты руководителей промышленных предприятий, колхозов и совхозов, резолюции собраний трудовых, научных и учебных коллективов и др. В них рассказывается о перестройке промышленных предприятий на выпуск продукции для нужд Красной армии и обороны страны. Ведущие заводы и фабрики Бурятии уже к концу 1941 г. стали работать в полную силу; целый ряд коллективов выполнял задания ГКО. Так, Улан-Удэнский мясокомбинат к концу 1941 г. увеличил производство «стратегически важных» консервов на 90,1% (Док. № 79, 81), удельный вес «спецпродукции» паровозоремонтного завода в 1942–1943 гг. составлял 65,6% (Док. № 176), коллектив завода № 99 сократил время на сборку отдельных частей самолетов Пе‑2 с трех до полутора суток (Док. № 93).
Перепрофилировались не только промышленные предприятия. Рабочие, служащие также меняли профессии и специальности. Женщины, заменившие ушедших на фронт мужчин, учились управлять сложной техникой, пахали и сеяли, собирали урожай. Так, уже 4 июля 1941 г. на базе 28 из 31 МТС начались занятия по подготовке трактористов, на которых обучались 652 девушки (Док. № 16, 17, 22, 23, 36). На пристани Улан-Удэ женщины организовывали бригады грузчиков, на станции Мысовая-66 они освоили специальности «сигналистов, стрелочниц и т. п.» (Док. № 21). Рабочие Усть-Баргузинского рыбзавода, как сообщал Прибайкальский обком ВКП(б), увеличили выпуск консервов втрое (Док. № 26). Из информации Железнодорожного райкома ВКП(б) следует, что газорезчик паровозоремонтного завода Исавеков выполнял сменные задания на 500 %, а «обрубщик» Осипов – на 325% (Док. № 63). Комплексная бригада депо станции Улан-Удэ под командой Н. Герцога и политрука Гордеева, отличившаяся особо высокими показателями, объявила себя «фронтовой» (Док. № 87). Уже в 1942 г. в республике имелись предприятия, которые перешли от «одиночек – двухсотников к целым цехам, выполняющим задания не ниже 200 процентов» (Док. № 87).
Поскольку большинство жителей республики трудились в сельском хозяйстве, то ряд документов относится к теме обеспечения Красной армии продовольствием. За сухими цифрами отчетов о поставках зерна, мяса, шерсти стоит героизм простых тружеников Бурятии, которые, несмотря на значительное сокращение кадров, отсутствие техники, выполняли и перевыполняли планы (Док. № 7, 30, 39 и др.). Участие в сельскохозяйственном производстве принимали подростки (Док. № 25, 26). За годы войны «сотни и тысячи из них стали гвардейцами тыла – стахановцами и ударниками» (Док. № 227).
Всесторонне показана организация эвакогоспиталей на территории республики, где первые раненые появились 17 января 1942 г. Под их размещение передавались здания школ, рабочих общежитий, больниц, детских садов. Только за 1944 г. было принято 10 783 раненых, из них 3643 возвратились в строй (С. 14). Жители Улан-Удэ, деревень и поселков по своей инициативе брали шефство над госпиталями, нередко отдавая туда личные вещи (Док. № 85, 96, 99, 188, 197). Так, коллективы гастронома Наркомторга и базы «Росглавлегсбыт» Улан-Удэ 10 февраля 1942 г. собрали в подшефный госпиталь более двух тысяч книг, «51 пластинку к патефону», а также наволочки, простыни, кухонную посуду (Док. № 80).
Значительная группа документов освещает постоянную и многогранную помощь жителей Бурятии Красной армии – это массовый выход на работы в воскресные дни (Док. № 37), безвозмездная сдача в Фонд обороны домашнего скота (Док. № 67), сбор и передача личных денежных средств и ценных вещей (Док. № 69, 103), праздничных подарков (Док. № 71, 74, 83, 108, 157). На личные сбережения строились танки («имени Берия, имени Сталина»), самолеты авиаэскадрильи («Комсомолец Забайкалья», «Социалистическая Бурят-Монголия») (Док. № 151). В частности, Ф. Болынев из Тарбагатайского аймака внес на строительство самолета «Комсомолец Бурят-Монголии» 100 тыс. руб., заработанных за несколько лет (Док. № 161). И таких примеров в сборнике немало.
Содержательна переписка трудовых коллективов Бурятии с земляками на фронте (Док. № 76, 90, 92, 114, 116, 117, 158). Например, письма партизан Ленинградской области за июнь 1942 г. сообщают о боевых действиях в тылу врага (Док. № 126), Герой Советского Союза снайпер Ж. Тулаев истребил в 1941–1942 гг. 313 солдат и офицеров противника и обучил за годы войны 33 снайпера, говорилось в письме фронтовика к землякам, опубликованном в районной газете «Красное знамя» (Док. № 186).
Второй раздел сборника «Кто останется после этой войны живым, тот будет навсегда счастлив и свободен…» включает часть хранящихся в ГАРБ фронтовых дневников Героя Советского Союза В.Б. Борсоева – 112 записей за период с 20 июля 1941 г. по 7 марта 1945 г., до его гибели в боях под г. Ратибор (2.1.1, док. № 1–112; документы каждого раздела и подраздела книги имеют собственную нумерацию), а также участника освобождения г. Мги, боев на Синявинских высотах М.И. Шестакова – пять записей (2.1.2, док. № 1–5). Стоит отметить, что авторы-составители использовали далеко не все возможности при подготовке комментариев к дневникам. Ведь читателю важно знать о происхождении и истории поступления этих источников в ГАРБ с учетом строжайшего запрета на ведение каких-либо дневниковых записей военнослужащими в годы войны.
Сюда вошли также 14 писем с фронта и на фронт. Во многих из них прослеживается тема отмщения врагам. Так, в письме братьев-танкистов Козулиных родным есть такие строки: «…вот и настало время нам встать на защиту своей Родины, так уж постараемся постоять за свой народ и, если придется – так и лечь, но зато недаром. Ну, вы о нас не беспокойтесь и не думайте – все будем дома, еще увидимся и поживем. Вам сейчас крепить и работать вдвое больше и все отдавать фронту» (2.2, док. № 2).
Сборник оснащен качественным научно-справочным аппаратом, в состав которого помимо предисловия входят комментарии к документам (главным образом это биографические данные об упоминаемых персонах), списки сокращений и использованных фондов, именной и географический указатели. В сборнике сохранены оригинальные названия документов, однако выдержкам из дневников и письмам названия даны составителями. Легенды к документам отличаются разной степенью полноты, но подлинность или копийность указаны обязательно. Важной частью сборника является тематический перечень «Бурятия в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг.», включающий 1476 документов ГАРБ и публикаций региональной прессы (С. 592–766), весьма полезный профессиональным историкам, архивным работникам, журналистам, пишущим о военном времени.
Визуальное восприятие документов усиливают тщательно подобранные фотографии, расположенные в виде цветной вставки. На них изображены в основном женщины Бурятии – работницы паровозного депо и авиационного завода, хлеборобы-комбайнеры, заменившие ушедших на фронт мужчин.
Вместе с тем книга только бы выиграла при включении в нее материалов органов НКВД (НКГБ) по БМАССР, справочных сведений из учреждений системы ГУЛАГа, отчетов-обзоров политических отделов железной дороги и крупных промышленных предприятий. Эти документы, безусловно, не изменив общей картины жизни республики в годы войны, тем не менее позволили бы еще отчетливее увидеть истинный патриотизм и силу народа, победившего фашизм.
В целом же авторскому коллективу удалось объективно показать не только вклад трудящихся республики в Победу, их подвиги, но и то, какими они были, как жили, что любили и ненавидели, почему выстояли и победили. Сквозь многообразие тем и разнохарактерность текстов просматривается общая идея книги: прочтение Великой Отечественной войны с позиций социальной истории, в центре внимания которой – человек в экстремальных условиях войны, его поступки, мотивы действий, чувства, повседневная жизнь. Сборник будет полезен как специалистам, так и молодежи.
С.И. КУЗНЕЦОВ
[*] Бурятия в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): сб. док. / гл. ред. А.А. Бадиев; сост.: Н.Ф. Прокопьева, Г.Л. Санжиев, Д.М. Цыренов. Улан-Удэ, 1975.