Вы здесь
Дон в годы революции и Гражданской войны: 1917–1920 гг.: сборник документов
Критика и библиография
Дон в годы революции и Гражданской войны: 1917–1920 гг.: сб. док.: в 2 т. Т. 2: Май 1918 – март 1920 / науч. ред.
Рецензируемое издание является завершением масштабного публикационного проекта, охватывающего несколько документных комплексов из федеральных и региональных архивов по истории Гражданской войны, которая вместе с революционной бурей 1917 г. радикально изменила социально-экономическое, политическое и культурное развитие России, определив одновременно многие мировые исторические тренды XX в.[*]
Заметим, что издательские проекты, не ограничивающиеся единственным томом, представляют сложную профессиональную задачу. С одной стороны, в очередной том можно интегрировать документы, исключенные из предыдущего в результате критического анализа, проведя их дополнительное концептуальное переосмысление. С другой, запланированное продолжение может охватывать иной хронологический период, не выходящий за общие исходные границы, но отличающийся внутренним своеобразием. В данном случае принципиальное значение приобретает последовательное сохранение определенной внутренней идентичности отдельных томов, формируемых в рамках единой археографической методологии и научной концепции, разработанной авторским коллективом. Донские архивисты прекрасно справились с этой непростой задачей. Авторский коллектив объединил научных сотрудников облгосархива, Центра документации новейшей истории Ростовской области и Центра хранения архивных документов в г. Шахты, работавших в творческом содружестве с Комитетом по управлению архивным делом Ростовской области и научным руководителем, известным специалистом в рассматриваемой предметной области, д-ром ист. наук, проф. О.М. Морозовой. Хронологические границы второго тома (май 1918 г. – март 1920 г.) обоснованы реальными социально-экономическими и политическими процессами, связанными, в первую очередь, с институциональным оформлением и практической деятельностью Всевеликого войска Донского (ВВД). Всего в нем опубликовано 173 документа; большая их часть (153) выявлена в архивах региона, семь – в Российском государственном военном архиве, по четыре – в Государственном архиве Российской Федерации и Государственном архиве Волгоградской области, три – в Российском государственном архиве социально-политической истории, по одному – в Центральном государственном архиве РСО – Алания и Центре документации новейшей истории Саратовской области. Представлены также рукописные материалы из синхронных коллекций музейных комплексов Ростовской области, г. Старого Оскола и Томского государственного университета.
Сборник открывается первым приказом избранного атамана П.Н. Краснова от 4 мая 1918 г. (Док. № 1) и завершается официальным письмом другого руководителя ВВД А.П. Богаевского, датированным 1 апреля 1920 г. и повествующим о сложных переговорах с союзными державами, подталкивавшими российскую оппозицию к завершению Гражданской войны (Док. № 154). К описываемому моменту Вооруженные силы Юга России, включавшие и казачьи части, уже оставили Дон, но войсковые структуры продолжали официальное функционирование. Следует согласиться и с предложенной моделью территориальных границ. Реальные события Гражданской войны в отдельных регионах имели взаимосвязанный характер, что в равной степени относится и к отдельным административным районам, формально не являвшимся нормативно зафиксированной войсковой территорией. Учитывая это обстоятельство, совершенно справедливым представляется эвристическое решение, связанное с последовательным включением документов, отражающих значимые явления в Таганрогском округе и Восточном Донбассе.
Как и в первом томе, в представленном сборнике отсутствует масштабная дифференциация внутренней структуры. В нем только два профильных раздела: «Документы, письма, дневники» и «Воспоминания». В первом приближении подобный подход соответствует традиционному прикладному разделению исторических источников на документальные и нарративные материалы, имеющие не только содержательную специфику, но и объективные особенности исследовательской верификации. Однако критическая интерпретация распорядительных документов существенно отличается от источниковедческого анализа дневниковых записей и личных писем, которым присущ значительный оценочный субъективизм. В данном ракурсе избранные фрагменты дневников и привлеченные произведения эпистолярного жанра могли быть отнесены и ко второму разделу, обладая традиционным набором вербальных и структурных особенностей, характерных для исторических нарративов. Думается, бинарная структура сборника не в полной мере соответствует обобщенным представлениям непрофессиональных читателей, ориентированных на фрагментарное восприятие документной информации по отдельным главам, иллюстрирующим конкретный вид источника или общие проблемы социально-экономического, политического и культурного развития конкретного региона.
Во втором томе обоснованно продолжен исходный методологический тренд, связанный беспристрастной и пропорциональной презентацией политических позиций и ментальных стереотипов противоборствовавших сторон. Авторы воздержались от ангажированных и дискуссионных оценок во вступительных статьях, а в рамках подготовительной работы с текстами целенаправленно ввели в научный оборот разнообразные источники, раскрывающие программные установки и повседневную жизнедеятельность «красных» и «белых» участников Гражданской войны. Определенные диспропорции заметны в структурной схеме отдельных разделов, в рамках которой документы первого тома отражают политический курс региональной оппозиции советской власти, а избранные нарративы второго раздела «Воспоминания» оказались почти полностью представлены историческими свидетельствами, созданными известными большевиками.
Высокое качество предварительной археографической работы позволило авторскому коллективу выявить и ввести в научный оборот дифференцированные источниковые комплексы, выделяющие различные аспекты социально-политического противостояния на Дону. Значительная роль отводится распорядительным документам, характеризующим практическое функционирование властных структур, общее состояние региональной экономики и наиболее острые вопросы общественных отношений. Особый интерес вызывают оперативные документы, показывающие не только реальный ход вооруженного противостояния, но и сложившийся уровень штабной культуры как важного явления военной повседневности. В привлеченных исторических свидетельствах отчетливо проявляются сложные взаимоотношения как между отдельными сегментами Белого движения, так и в рамках официальных контактов признанных лидеров антибольшевистских сил с иностранными державами. В данном контексте следует выделить ряд документов, характеризующих официальный диалог с союзными державами по экономическим вопросам, традиционно находящимся на периферийном уровне исследовательского внимания. Необходимо отметить и приведенные фрагменты нового регионального законодательства, являющиеся синкретическим отражением программных установок и политической практики донских властей применительно к актуальным проблемам, включая особо острый земельный вопрос.
Опубликованные документы дают возможность представить и персональную историю сложной и противоречивой эпохи, ставшей не только своеобразной ареной ожесточенного противоборства отдельных социальных групп, но и масштабным столкновением ярких лидеров. Выявленные исторические свидетельства позволяют оценить знаковые фигуры данной эпохи, среди которых войсковые атаманы П.Н. Краснов и А.П. Богаевский, командующий Донской армией С.В. Денисов, военачальник, генерал-майор А.П. Фицхелауров, командарм 1-й Конной армии и будущий советский маршал С.М. Буденный, советский деятель В.А. Антонов-Овсеенко, председатель Совета народных комиссаров УССР Х.Г. Раковский. Но для профессионального исследователя, равно как и для вдумчивого читателя, важно увидеть не только политических лидеров, прославленных полководцев и государственных деятелей, но и обычных людей, оставивших след в истории великой и трагической эпохи. В рассматриваемом сборнике присутствуют и документальные свидетельства, созданные рядовыми казаками и солдатами, врачами и инженерами, зафиксировавшими особый взгляд на масштабное социально-политическое противостояние. Отдельные документы имеют анонимных авторов, сконструированные образы которых также становятся естественной частью региональной истории и демонстрируют новые ракурсы Гражданской войны.
Высокой оценки заслуживает научно-справочный аппарат сборника, включающий биографический, именной и географический указатели, подробные списки использованных фондов и сокращенных слов, а также полный перечень опубликованных документов. Авторский коллектив проделал большую и квалифицированную работу, позволяющую представить пространственную и персональную карту избранного региона в конкретную историческую эпоху. Данный эмпирический материал реконструирован на основе последовательного анализа дифференцированной источниковой базы с учетом современного уровня исследовательской практики, что определяет реальную полноту указанных сведений. Качественная характеристика личных сведений, малоизвестных топонимов и гидронимов способствует оперативному соотнесению избранных документальных фрагментов с реальным историческим процессом, способствуя адекватной оценке анализируемых событий.
В целом результаты этого сложного и важного исследовательского проекта имеют весомое значение для последующего развития отечественной науки, комплексного сохранения культурных традиций и системного развития образовательных практик, формирующих гражданскую идентичность и актуализированную память о переломных моментах российской истории.
М.Е. КОЛЕСНИКОВА, О.И. ШАФРАНОВА
[*] См.: Трут В.П., Шафранова О.И. Рец. на кн.: Дон в годы революции и Гражданской войны: 1917–1920 гг.: сб. док.: в 2 т. Т. 1: Март 1917 – май 1918 // Отечественные архивы. 2017. № 5. С. 107–110.