Вы здесь
Бондаренко И.Е. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления: в 2 кн.
Бондаренко И.Е. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления: в 2 кн. / Федер. арх. агентство, Рос. гос. арх. лит. и искусства, Рос. акад. архитектуры и строит. наук; науч. ред. и авт. аналит. ст. М.В. Нащокина; предисл. А.Л. Евстигнеевой; подгот. текста, примеч., указ. Л.Н. Бодровой, А.Л. Евстигнеевой. М.: Прогресс-Традиция, 2018. Кн. 1. – 576 с.; Кн. 2. – 704 с.: ил. – 300 экз.[*]
В последнее время отмечается издательский бум мемуаров, интерес к которым подчас превышает внимание к серьезным научным исследованиям. Большую роль в развитии этого процесса играет Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), извлекая из своих хранилищ одно за другим сокровища, раскрывающие разные стороны богатейшей истории нашей культуры. Не станут исключением в этом ряду и воспоминания известного московского архитектора, создателя нескольких старообрядческих храмов в Москве и Подмосковье, внесшего вклад в формирование неорусского стиля, Ильи Евграфовича Бондаренко (1870–1947). Они опубликованы при финансовой поддержке РГНФ (проект № 18–112–00 142).
Подготовку воспоминаний к изданию сопровождала большая и кропотливая работа. За сухим перечислением структуры издания кроется длительное изучение личного фонда И.Е. Бондаренко (Ф. 964), сформированного в 1947 г. Это обширный комплекс документов (411 ед. хр. за 1776–1947 гг.), содержащих данные о творческой деятельности мастера: архитектурные проекты, рукописи научных работ, тексты выступлений, докладов и лекций, переписку с купцом, меценатом и создателем частного литературно-театрального музея А.А. Бахрушиным, художниками А.Н. Бенуа, А.М. Васнецовым, И.Э. Грабарем, К.А. Коровиным, М.В. Нестеровым, И.Е. Репиным, писателем А.К. Виноградовым, певцом Л.В. Собиновым и др., документы двух экспедиций 1919 и 1920 гг. по изучению архитектурных памятников Поволжья, организации художественного музея в Уфе, а также материалы служебной и общественной деятельности архитектора, обогатившие научно-справочный аппарат издания.
Однако особую ценность фонда представляют воспоминания Ильи Евграфовича, пережившего перипетии судьбоносных для истории страны событий. Их текст потребовал особого внимания, в частности осуществления сравнительного анализа чернового и белового вариантов. Публикаторы провели текстологическое исследование чернового варианта рукописи с элементами компьютерного моделирования – масштабирования, что позволило расшифровать трудночитаемые рукописные вставки слов на иностранных языках. В итоге был избран беловой экземпляр с рукописной авторской правкой, хотя сам архитектор по идеологическим соображениям весной 1941 г. изъял ряд фрагментов своего текста. В рецензируемом издании архивисты попытались восстановить первоначальный текст путем включения (в угловых скобках) зачеркнутых или пропущенных фрагментов из чернового варианта рукописи (С. 14).
Фундаментальную оценку воспоминаниям И.Е. Бондаренко и их введению в научный оборот дала во вводной статье (С. 18–58) руководитель проекта, историк архитектуры, академик Российской академии архитектуры и строительных наук М.В. Нащокина, раскрыв при этом особенности российской художественной среды в разные исторические периоды. Развитие в обществе начиная со второй половины XIX в. демократических начал позволило внуку бурлака Илье Бондаренко получить добротное европейское образование, реализовать свое дарование. Этому посвящены главы воспоминаний о годах жизни и учебы в Уфе и Москве, обучении в Швейцарии, путешествии по Франции, Италии, Голландии и пр. Большое место отведено исторической оценке художественной среды мемуариста, что позволило М.В. Нащокиной справедливо поставить его воспоминания в один ряд с мемуарами таких корифеев искусствознания, как А.Н. Бенуа, И.Э. Грабарь и др.
Структурно воспоминания составляют 30 тематических глав (две книги), каждая из которых посвящена определенному периоду жизни архитектора (например, «Детство», «Годы учения в Москве», «Годы учения за границей»), его художественной среде («Кружок любителей русской музыки», «С.М. Мамонтов и его круг», «Старообрядцы», «Выставка 1912 года и московские коллекционеры»), переломным этапам жизни («В Уфе поневоле», «1905 год», «Перед 1917 годом», «Пагубная страсть», «Революционный период (1917–1940))» и др. Большая их часть посвящена жизни в дореволюционной России: описаны быт и нравы купеческой Уфы и Москвы, учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Цюрихском политехникуме. Отдельные главы посвящены театральной, музейной, музыкальной и выставочной деятельности в России конца XIX – начала XX в., жизни московских меценатов, коллекционеров, библиофилов, старообрядцев, вопросам архитектуры. Текст воспоминаний изобилует именами как соотечественников, так и иностранцев: писателей, поэтов, художников, архитекторов, композиторов, артистов, издателей, а также политических и религиозных деятелей, фабрикантов, купцов, меценатов, ученых, коллекционеров, преподавателей и др. Советскому периоду жизни зодчего посвящена последняя глава.
Каждая глава снабжена подробнейшими комментариями. Есть также текстуальные примечания, где приведены переводы текстов с иностранных языков; воспроизведены пометы автора и другие текстологические особенности рукописи. Дополняет научно-справочный аппарат издания хроника основных событий жизни и творчества архитектора. В ней уточнены некоторые даты, установлены названия и местоположение построек мемуариста, что позволяет ее использовать в качестве его достоверной краткой научной биографии. В развернутый указатель имен, занявший почти две сотни (!) страниц (С. 523–714), включены сведения обо всех встречающихся в рукописи лицах, вне зависимости от степени их известности. Это позволило обогатить информацию об окружении И.Е. Бондаренко, уточнить масштаб его личности, ее художественные и общественные параметры.
Текст рукописи сопровождается богатым иллюстративным материалом из того же фонда, расширяющим представления о творчестве архитектора. Ряд фотографий и открыток с видами городов России и Европы тех лет взят из личного собрания М.В. Нащокиной. Некоторые фотодокументы, графический автопортрет И.Е. Бондаренко, проекты зданий (в том числе неосуществленные) церквей и гражданских сооружений в большинстве своем публикуются впервые.
Сотрудникам РГАЛИ, внесшим большой вклад в подготовку издания, удалось показать яркое разностороннее дарование И.Е. Бондаренко, создавшего образ своего времени, насыщенный множеством достоверных деталей, что делает его труд ценным историческим источником по истории и культуре России.
Т.Ю. КРАСОВИЦКАЯ
[*] Рецензия подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно сложные общества: понимание и управлениe» по теме «Советский национальный проект в 1920–1940-е гг.: идеология и практика» (проект № АААА-А18–118020190145–6).