Вы здесь
История Псковской православной миссии в документах: [В 2 ч.]
История Псковской православной миссии в документах: [В 2 ч.] Часть I: Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского) / Науч. рук. иг. Дамаскин (Орловский), канд. ист. наук; сост.: А.А. Кузнецова, иер. Платон (Рожков), С.Н. Романова (канд. ист. наук), Л.И. Соколова, З.И. Столярова; Часть II: Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих / Науч. рук. архим. Дамаскин (Орловский), канд. ист. наук; сост.: иер. Платон (Рожков), С.Н. Романова (канд. ист. наук), Л.И. Соколова, З.И. Столярова. Козельск: Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2017. Ч. 1. – 592 с.: ил.; Ч. 2. – 736 с.: ил. – 2000 экз.
Рецензируемый сборник документов посвящен малоизученной и вызывающей большой интерес научной общественности теме – деятельности православного духовенства в годы Великой Отечественной войны на временно оккупированной немецко-фашистскими войсками территории СССР. Речь идет о Псковской православной миссии – пастырском миссионерском учреждении, созданном в августе 1941 г. при содействии германской администрации митрополитом Виленским и Литовским Сергием (Воскресенским). Ее целью являлось возрождение под контролем германских оккупационных властей православной церковной жизни на Северо-Западе России в Ленинградской (Санкт-Петербургской), Псковской и Новгородской епархиях Русской православной церкви (РПЦ). Основу миссии составили избежавшие репрессий православные священники Рижской и Нарвской епархий, а также прибывшие из эмиграции представители православного духовенства. Формально находясь под юрисдикцией Московского патриархата, члены Псковской православной миссии действовали в русле директив германского командования, выявляя сведения об антифашистских настроениях паствы, о партизанах и сотрудничавших с ними лицах, материальных ценностях и запасах продовольствия и фуража, в которых нуждался вермахт. После освобождения Ленинградской, Псковской и Новгородской областей от немецко-фашистских войск большинство из них было осуждено на длительные сроки заключения. Им инкриминировались не только пособничество оккупантам, выдача партизан, но и передача гитлеровцам историко-культурных ценностей на несколько миллионов рублей. Митрополит Сергий (Воскресенский) погиб 28 апреля 1944 г.: машину с сопровождавшими его лицами расстреляли немецкие солдаты на шоссе из Вильнюса в Ригу.
Составители сборника постарались максимально полно представить корпус документов по означенной теме из архивных учреждений России, Латвии, Эстонии и Литвы. Они стремились также избежать идеологических клише, характерных для отечественной историографии недавнего прошлого. Следует отметить, что инициатором настоящего издания была Л.И. Соколова (1948–2016), секретарь Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии. Она провела большую исследовательскую работу по изучению истории Псковской миссии, выявляя документы в государственных архивах Санкт-Петербурга, Новгорода, Пскова, Латвии и Литвы.
Сборник состоит из двух частей, ограниченных временными рамками Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: «Часть I. Документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского)» и «Часть II. Документы судебно-следственных дел духовенства и служащих». В первой части архивные документы предваряют две статьи – «Смерш» ветерана УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области С.В. Чернова и «Система административного управления оккупированными территориями Советского Союза» канд. ист. наук И.Ю. Молодовой, рассказывающие о тех противоборствовавших силовых структурах СССР и Германии, с которыми пришлось столкнуться представителям русского православного духовенства, оказавшимся по роковому стечению обстоятельств на временно занятой вермахтом территории СССР.
В первую часть вошли отложившиеся главным образом в многотомном деле № 94 Архива УФСБ по Псковской области документы личного архива митрополита Сергия (Воскресенского). Архив формировался самим митрополитом и содержал сохранившие отпечаток этой личности конфиденциальные сведения о его деятельности, которые не должны были попасть в руки противников. Обнаруженные в ноябре 1944 г. «Смершем» 3-го Прибалтийского фронта в Риге в помещении русского монастыря, эти документы в настоящее время стали доступны для изучения истории Церкви. Всего из томов дела № 94 в сборник вошел 141 документ. Это доклады, докладные и объяснительные записки, указы и директивы немецких оккупационных властей; воззвания, сообщения, отчеты, рапорты, обращения, меморандумы экзархата; послужные списки, биографии, характеристики, протоколы допросов, разнообразная переписка, в том числе с духовенством РПЦ за границей. Составители обращают особое внимание на «Схему связей патриаршего экзархата в Прибалтике с германскими контрразведывательными органами» (Док. № 2), подготовленную сотрудницей «Смерша», одной из первых исследовавшей личный архив экзарха. В предисловии к первой части «От составителей» подчеркивается, что скрупулезная работа сотрудников «Смерша», в руки которого попал архив митрополита Сергия (Воскресенского), освободила их «от необходимости исправлять ошибки в тексте: все документы уже были тщательно вычитаны» (С. 8).
Важным дополнением к вышеназванному блоку документов первой части стали материалы из Государственного исторического архива Латвии (Док. № 142), Российского государственного военного архива (Док. № 143–145) и Архива УФСБ по Омской области (Док. № 146–155), в том числе фотографии митрополита Сергия (Воскресенского) и его ближайшего окружения. Научно-справочный аппарат первой части составляют комментарии, именной указатель и список использованной литературы, что дает представление о тех или иных событиях и их участниках, упомянутых в опубликованных документах, и позволяет судить о степени изученности темы.
Во вторую часть сборника вошли судебно-следственные дела духовенства и служащих Псковской православной миссии, а также фотодокументы из архивов г. Пскова. Это 126 документов, в том числе десять в приложении. Большая их часть из УФСБ по Псковской области. Ряд документов, в частности – протоколы допросов членов миссии, выходят за рамки военного периода. Их дополняют документы из Национального архива Латвии и Архива УФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Здесь же репродукции фотографий из частного архива Д.В. Беляева и филиала Государственного историко-архивного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Изборск» (г. Печора), на которых члены и служащие Псковской миссии запечатлены в обществе генерала-комиссара Эстонии обергруппенфюрера СА К.З. Литцмана и других немецких офицеров из немецкой оккупационной администрации. В совокупности эти источники показывают масштабы сотрудничества Псковской православной миссии с представителями немецко-фашистского командования, ее деятельность на оккупированной фашистами территории Северо-Запада СССР, а также компенсируют утрату в годы войны основного массива документов архива миссии.
Научно-справочный аппарат второй части состоит из историко-археографического предисловия «От составителей», списка сокращений, объединенного именного указателя, имеющего отсылки к первой части сборника, и списка использованной литературы. В предисловии отмечены принципы выявления и отбора дел и документов для включения в издание. Всего в архивах Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Новгорода, Латвии и Литвы было выявлено 73 отдельных и групповых дела; в сборник вошли наиболее информативные документы только десяти дел. Особо подчеркивается, что опубликованные во второй части документы потребовали значительных усилий по атрибутированию упоминаемых в них персон и географических названий.
Нисколько не умаляя достоинств сборника, обратим внимание на отдельные недостатки, допущенные при его подготовке. Так, систематизация документов в первой части несколько хаотична, что вызывает определенные затруднения в их восприятии и анализе. Не лишено погрешностей археографическое оформление фотографий: следовало указать время, место, происхождение и их подлинность, а в случае отсутствия сведений оговорить это в предисловии и пояснить, что некоторые снимки имеют один архивный шифр.
Ввиду слабой изученности темы надлежало дать более развернутые комментарии к публикуемым документам, а во введении – хотя бы краткий историографический обзор, поскольку имеющийся в сборнике список использованной литературы не до конца решает эту задачу.
Давно уже замечено, что история не имеет сослагательного наклонения. События и поступки людей, совершенные ими в прошлом, исправить нельзя, но можно интерпретировать в угоду современным историографическим тенденциям. В этой связи отметим важную миссию историков в подготовке сборников документов, поскольку им следует сохранять беспристрастность и объективность в отборе документов, избегая конъюнктурных и идеологических штампов, стремясь к максимальной аутентичности при воспроизведении содержания источника, а также осуществлять тщательную археографическую обработку и научное комментирование публикуемых документов. Со всеми этими требованиями составители сборника документов вполне справились.
Н.А. МЫШОВ