Вы здесь
Лобанова А.М.
Зарубежные структурированные модели компетенций и квалификационных рамок для архивистов и управляющих документацией: возможности применения в российском профессиональном стандарте
Во многих развитых странах мира создаются квалификационные рамки, или профессиональные стандарты. Их применяют руководители для оценки персонала и организации труда по соответствующим направлениям, сами работники для построения личной образовательной и карьерной траектории, а также учебные заведения для разработки академической политики, образовательных программ, модулей и дисциплин. В этом году у российских архивистов появился собственный опыт подготовки такого рода нормативного документа. Так, 10 июля на заседании правления Центрального совета Российского общества историков-архивистов (РОИА) рассматривался проект профессионального стандарта специалиста архива и заведующего архивом, подготовленный рабочей группой под руководством председателя правления, главы Общественного совета при Федеральном архивном агентстве, президента Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), члена-корреспондента РАН Е.И. Пивовара. По итогам обсуждения было решено организовать сбор предложений по уточнению его структуры и наполнения[1]. Попытаемся в данной статье изложить свое мнение о проекте, основанное на анализе зарубежного подхода к построению подобных документов. Он нашел наиболее яркое воплощение в разработках последнего десятилетия Международной ассоциации управляющих документацией и административных работников (ARMA International), Ассоциации профессионалов в области управления документами и информацией Австралийско-Азиатского региона (RIM Professionals Australasia) и Ассоциации архивов и документации Великобритании и Ирландии (ARA).
В 2007 г. ARMA International составила систему компетенций в области управления документами и информацией[2]. Ее ключевые позиции[3] распределились по уровням и доменам. Для определенного уровня в каждом домене формулировались функции или задачи, которые должен выполнять специалист. Для каждой задачи определялись требования к знаниям и навыкам, необходимым для ее выполнения на соответствующем уровне. В частности, компетенции, т.е. обязанности, поделены между четырьмя уровнями – от практического (операционного) до руководящего. (В российской практике им, например, могут соответствовать четыре уровня образования: среднее профессиональное; высшее со степенью бакалавра; высшее со степенью магистра; дополнительное, различные сертификационные программы, а также высшее образование по программам подготовки кадров высшей квалификации.) Уровни имеют иерархическую структуру, где знания и навыки надстраиваются по мере перехода на следующую ступень. При описании уровней названия должностей не используются из-за серьезных различий в структуре и штатах организаций.
Домены – это группы или категории компетенций в рамках конкретных видов деятельности. Именно они определяют основные области ответственности и обязанности профессионалов по управлению документацией и информацией (УДИ). Так, домен общих административно-управленческих функций включает знания и навыки, необходимые для администрирования, реализации и поддержки нехарактерных для УДИ функций (руководство персоналом подразделений, бюджетирование, выделение и проектирование процессов); домен УДИ – знания и навыки, необходимые для систематического применения от момента создания или получения, через обработку, распространение, организацию, хранение, поиск, до уничтожения или передачи на хранение документов и информации; домен управления рисками – знания и навыки, используемые для предотвращения потенциальных потерь или повреждений документов и информации; домен коммуникаций и маркетинга – знания и навыки, обеспечивающие эффективный обмен идеями, сообщениями и иной информацией с целью результативной реализации инициатив УДИ в организации; домен информационных технологий – знания и навыки поддержки, обеспечения и использования систем, программных приложений и аппаратного обеспечения, а также сетей обработки и распространения информации; домен лидерства – знания и навыки, формирующие способность осуществлять руководство и мотивацию групп сотрудников для достижения результатов по поставленным УДИ задачам в русле целей и задач организации.
Таким образом, вся система компетенций представляет собой матрицу из четырех уровней и шести доменов. Каждый ее элемент содержит соответствующие компетенции со своим шестизначным кодом: первые две цифры – номер уровня, третья и четвертая – номер домена, а пятая и шестая – порядковый номер компетенции. Например, компетенции уровня 2, домена 4 «Коммуникации и маркетинг» выглядят следующим образом: 020401 Взаимодействовать с заинтересованными лицами для определения требований к управлению документами и информацией; 020402 Осуществлять совместную деятельность по поддержке стратегии для достижения вовлеченности в программу управления информацией и документацией; 020403 Разрабатывать, поддерживать и улучшать взаимоотношения с ИТ-специалистами, внутренними потребителями и другими вовлеченными в процессы управления документами лицами.
RIM Professionals Australasia сосредоточила усилия на разработке знаний профессионалов в области документоведения. Заметим, что подобный опыт имеется в различных областях деятельности человека, к примеру в сфере управления проектами, процессами и др. Некоторые своды знаний получают статус стандарта. Они, как правило, содержат не только структурированное перечисление необходимых разделов знаний, но и сами понятия, методики, инструменты, необходимые структуры и т.д. Такие своды используются как частными лицами для повышения собственной квалификации, так и руководителями для совершенствования управления организацией[4]. В составленной в 2011 г. RIM Professionals Australasia структуре знания поделены на четыре домена: цели и характеристики документов и систем управления документами; контекст управления документами и смежные дисциплины; процессы и практика управления документами; теория и принципы управления документами[5].
Названная ассоциация внесла свой вклад и в подготовку схемы непрерывного профессионального развития специалистов в области управления документами и информацией. Поскольку в современном мире формирование квалификации работника осуществляется поэтапно и непрерывно, оно не заканчивается получением степени и продолжается в процессе его дальнейшей деятельности. Соответственно, появляется потребность формализовать результаты профессионального развития, для чего в некоторых странах Европейского союза, Австралии и других разрабатываются системы зачетных пунктов непрерывного профессионального развития. Например, европейское руководство в этой области[6] содержит описание формального аспекта профессионального развития, а также содержательной его части, зависящей в первую очередь от профессиональной области[7].
Схема, предложенная RIM Professionals Australasia, была одобрена в 2014 г.[8] Она предусматривает шесть типов деятельности: формальное образование и тренинги; неформальное образование; конференции и совещания; презентации и публикации; вспомогательная деятельность; практический опыт (для научно-педагогических работников), которые в целом соответствуют европейскому руководству по системе зачетных пунктов непрерывного профессионального развития.
Самой актуальной разработкой в области нормализации непрерывного профессионального развития является программа ARA, реализация которой началась в 2017 г.[9] Она содержит не только структурированное перечисление требований к компетенциям на различных уровнях (как схема непрерывного профессионального развития), но и механизм освоения этих компетенций; требования, которым должен удовлетворять кандидат для оценки его квалификации на различных уровнях профессионального развития, а также образовательную интернет-платформу, позволяющую участникам ассоциации оценивать и повышать квалификацию. Для удобства сравнения с предыдущими разработками RIM Professionals Australasia рассмотрим схему структуры компетенций, заложенных в программе ARA. Характеристики профессиональных требований распределены здесь по пяти уровням, которым соответствуют работники. На уровне 1 работник выполняет рутинные операции под руководством; перспектива его трудовых действий краткосрочна, инициативы мало, строго соблюдаются инструкции и правила. На уровне 2 он выполняет рутинные операции; перспектива его трудовых действий среднесрочна, отдельные задачи решает самостоятельно, может проявлять некоторую инициативу. На уровне 3 он организует и координирует работу, проводит анализ, достигает среднесрочные цели, совершенствует свою деятельность, а на уровне 4 работает на достижение долгосрочных целей, существенно улучшает деятельность, обладает экспертными знаниями, является инициатором и организатором, разрабатывает политику. И наконец на уровне 5 работник осуществляет мониторинг и оценивает долгосрочные перспективы, является профессионалом национального и международного уровней, лидером, ориентирован на миссию, консультирует, проводит сравнительный анализ.
В свою очередь, 39 компетенций в схеме разбиты на три трудовые области: «А» – организация – включает три функции (комплексное руководство, лидерство, управление; соблюдение регулирования и обеспечение производительности; личное и профессиональное развитие) и 11 компетенций; «В» – процессы – четыре функции (обработка и управление документами в делопроизводстве и документами, находящимися на оперативном хранении в подразделениях на всех носителях и во всех форматах; обработка и управление архивами и документами на всех носителях и во всех форматах; обеспечение сохранности архивов и документов на всех носителях и во всех форматах; технологическое обеспечение сохранности архивов и документов на всех носителях и во всех форматах) и 18 компетенций; «С» – пользователи/заинтересованные лица – три функции (понимание клиентов и заинтересованных лиц; предоставление сервисов; взаимодействие) и 10 компетенций. Поскольку функции не имеют никаких обозначений, то компетенции пронумерованы в пределах каждой трудовой области.
Полный текст документа содержит 195 требований к компетенциям, поэтому для характеристики структуры приведем фрагмент, охватывающий компетенции и требования к ним всех пяти уровней для области «С» функции «Предоставление сервисов»[10]. От работника, во-первых, требуется осуществление поддержки либо обеспечение доступа клиентов или заинтересованных лиц в соответствии с особенностями хранимой информации. На первом уровне он информирует о материально-техническом обеспечении рабочего места доступа (сообщает о мерах безопасности информации, оказывает помощь при поиске, осуществляет репрографию, поиск, мероприятия по хранению); под руководством четко соблюдает процедуры и правила по отношению к пользователям, работающим непосредственно в архиве и онлайн; на втором – оказывает помощь в создании удобного рабочего пространства для пользователей в архиве, принимает необходимые меры по их информированию о существующих возможностях и правилах использования ресурсов архива, активно их предоставляет; открыто и дружелюбно показывает, каким образом использовать поисковые ресурсы и обращаться с материалами; на третьем – в доброжелательной по отношению к пользователю форме осуществляет надзор и обеспечивает соблюдение правил и регулирующих требований в целях оптимального использования; обеспечивает актуальную поддержку средств и руководств (например, веб-сайта, считывающих устройств для микрофильмов); ищет возможность улучшить средства доступа; на четвертом – формулирует и разрабатывает политику, которая обеспечивает применение национальных (международных) профессиональных стандартов и лучших практик предоставления средств доступа; вносит вклад в инновации и развитие данной сферы деятельности (проектная деятельность, исследования, публикации); на пятом – проявляет лидерские качества и формирует инновации при продвижении и предоставлении средств доступа, оценке их эффективности; может обладать уникальными / техническими / экспертными знаниями.
Во-вторых, от работника требуется обеспечение качественного, ценного и/или эффективного доступа к документам и архивам, например: непосредственно в архиве, онлайн, в сотрудничестве с другими организациями. Под руководством он готовит ответы на запросы пользователей сервисов; обеспечивает пользователей поисковыми средствами в соответствии со специфическими запросами на информацию; принимает участие в проектах, направленных на широкое распространение контента (например, по оцифровке); принимает квалифицированное участие в создании методических, справочных, информационных материалов по доступности информации и о средствах поиска (включая метаданные и контент для информационных систем и цифрового контента), в развитии и применении проектов информатизации; адекватно реагирует на сложные запросы в отношении контента, оказывает помощь при обучении других; разрабатывает эффективную систему обеспечения оптимального доступа к содержимому документов, архивам, информации; проявляет лидерские качества и формирует инновации в области предоставления сервисов доступа к рабочему месту, продвигает их, удовлетворяя ожидания пользователей, может обладать уникальными / техническими / экспертными знаниями.
Рассмотрев с позиций современных зарубежных разработок проект отечественного профессионального стандарта специалиста архива, заведующего архивом, можно обнаружить в нем некоторые недочеты. Так, на нижнем уровне квалификации (уровень 6) предлагаются такие наименования должностей работников, как архивист, ведущий архивист, однако в качестве трудовых действий для них предусмотрены «определение схемы систематизации архивных документов», «размещение архивных документов в архивных хранилищах», которые требуют разного уровня квалификации. При этом для такой должности, как архивист, уровня квалификации и обобщенной трудовой функции в данном проекте нет. Не заложено здесь существование архива как самостоятельной организации, не являющейся государственной или муниципальной структурой.
Одним из трудовых действий уровня 7, например, для должности руководителя архива предлагается «программирование учетно-информационной системы для хранения электронных документов». Безусловно, умение программировать для сотрудника любого уровня очень полезный навык в современных условиях, однако для руководителя он все же не обязателен.
На уровне 8 квалификации трудовая функция С/02.8 «Подготовка локальных нормативных актов по вопросам управления архивным учреждением» предлагается наравне с С/01.8 «Осуществление управления государственным архивом федерального и регионального уровня». При всей важности работы по подготовке локальных нормативных актов для руководителя государственного архива она является как раз инструментом управления.
Для устранения отмеченных и других недостатков проекта его составителям стоит опереться на метод структурирования, используя матричную модель структуры ключевых компетенций ARMA International, или иерархическую, как в схеме структуры компетенций Программы непрерывного профессионального развития ARA. Поскольку в российской практике принято выделять такие направления архивной деятельности, как хранение, комплектование, учет, использование документов, каждое из них должно быть представлено на нескольких уровнях: операционном, специалиста, административно-управленческом, руководителя архива. К тому же в современном архиве определенное направление реализуется в нескольких аспектах: традиционном, с внедрением и использованием ИКТ, научно-аналитическом, с учетом необходимости обеспечения безопасности и управления рисками. Сформировав такие блоки, целесообразно применить к ним фасетный подход (см. табл.).
Таблица
Фасетная структура для разработки трудовых функций
Фасеты |
||
Уровень |
Деятельность |
Аспект |
1. Операионный |
1. Хранение временное |
1. Основной или традиионный |
2. Уровень спеиалиста архива |
2. Хранение постоянное |
2.Технологический (технотронный) и информаионно-технологический |
3. Административно-управленческий |
3. Комплектоввание |
3. Научно-аналитический |
4. Административно-управленческий (руководство государственным архивом) |
4. Учет |
4. Безопасность и риски |
|
5. Использование |
|
При использовании данного подхода класс трудовых функций получает трехзначный код, в котором первая цифра – номер значения фасета «Уровень», вторая – фасета «Деятельность», третья – фасета «Аспект». Например, под кодом 3.4.3 значится «Организация анализа и совершенствования учета», а под кодом 1.5.2 «Применение ИКТ при использовании». Всего получится 80 классов трудовых функций. При необходимости значения фасетов могут быть расширены и уточнены. К примеру, в фасете «Деятельность» значение «Комплектование» может быть разбито на «Комплектование государственного и муниципального архива», «Комплектование архива организации», «Комплектование коммерческого архива».
Предложенный подход позволяет последовательно и гибко раскрыть все классы и выстроить систему трудовых действий в профессиональном стандарте, который будет пригоден для всех участников рынка труда.
[1] http://www.roiarch.com/index.php/237-proekt-professionalnogo-standarta-s...
[2] Информация об этом прозвучала 21 апреля 2016 г. в РГГУ на межвузовской научной конференции «Профессиональная подготовка в области архивного дела и управления документами в Российской Федерации и зарубежных странах: традиции, современные тенденции и перспективы развития» в докладе А.М. Лобановой «Система компетенций в области управления документами и информацией на примере структуры ключевых компетенций Международной ассоциации управляющих документацией и административных работников (ARMA International)»: http://www.vniidad.ru/Downloads/news/RGGU21.04.2016.pdf
[3] Records and Information Management Core Competencies. Lenexa, КS, USA: ARMA International (PDF), 2007: https://members.arma.org/eweb/browse.aspx?site=armastore&webcode=product...
[4] ASA/RIM Professionals Australasia Statement of Кnowledge for the Archives, Records and Information Management Professions: http://rimpa.com.au/professional-development/statement-of-knowledge/ В 2012 г. Свод знаний был доработан.
[5] Statement of Кnowledge for Recordkeeping Professionals: http://www.rimpa.com.au/assets/2011/01/Statement-of-Кnowledge-for-Recordkeeping-Professionals-revised-February-2011.pdf
[6] European guidelinesfor CPD: http:// www.biomed-austria.at/downloads/European%20guidelines%20for%20CPD_final.pdf
[7] См. об этом: Лобанова А.М. Механизм формирования и актуализации и профессиональных компетенций и образовательных программ по направлению «Документоведение и архивоведение» // Докл. и сообщ. XXIII Междунар. науч.-практ. конф. «Документация в информационном обществе: проблемы стандартизации» / Росархив, ВНИИДАД. М., 2016. С. 198–207.
[8] Records and Information Management Professionals Continuing Professional Development (CPD) Scheme: http://rimpa.com.au/professional-development/cpd-scheme/
[9] Introduction to the CPD Programme: http://www.archives.org.uk/cpd/intro.html
[10] Перевод выполнен автором статьи.