Вы здесь
Польские политические ссыльные в Бурятии (1847–1919 гг.): Сб. док. Государственного архива Республики Бурятия
Польские политические ссыльные в Бурятии (1847–1919 гг.): Сб. док. Государственного архива Республики Бурятия / Авт.-сост.: Б.Ц. Жалсанова, Н.А. Ильина, Е.В. Семенов, Е.Ю. Шаповал, Л.А. Шапхоева; науч. ред. Л.В. Курас. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2016. – 415 с. – 300 экз.
В истории политической ссылки российская историография традиционно выделяет ссылку поляков в Сибирь. Это обусловлено тем, что, во-первых, поляки ссылались за патриотическую деятельность как следствие трех разделов Речи Посполитой (среди них участники польского национально-освободительного движения 1830–1840-х гг., члены тайных патриотических организаций 1830–1850-х гг., польского восстания 1863–1864 гг.). А во-вторых, польские политические ссыльные действительно внесли огромный вклад в развитие экономики, общественной жизни, культуры, образования и особенно науки[1]. С началом 1990-х гг. история политических ссыльных, в том числе польских, обрела новое дыхание[2], что вызвано потребностью историографического и особенно источниковедческого осмысления истории политической тюрьмы, каторги и ссылки и позволяет говорить о феномене польско-сибирской истории[3].
В рамках этой парадигмы несомненный интерес представляет новый документальный сборник о пребывании политических польских ссыльных на территории Западного Забайкалья в 1847–1919 гг. – результат многолетнего и плодотворного сотрудничества Государственного архива Республики Бурятия, Восточно-Сибирского государственного института культуры и Национально-культурной автономии поляков г. Улан-Удэ «Наджея». Финансовая помощь в его подготовке и издании оказана Министерством иностранных дел Республики Польша в рамках Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Польша в области культуры, науки и образования.
Это межфондовое издание научного типа – единственное на сегодня, осуществленное региональным архивом по истории польской ссылки в Сибири. Авторами-составителями выявлено, главным образом в фондах канцелярии Кяхтинского градоначальника, Горного исправника частных золотых промыслов Иркутского и Верхнеудинского округов, Троицкосавского уездного училища, Верхнеудинского окружного полицейского управления, Верхнеудинской городовой управы, Подлеморско-Шимагирского родового управления 300 архивных документов. Они наиболее интересны с точки зрения реконструкции жизни польских политических ссыльных в Бурятии в середине XIX – начале ХХ в. В основном это делопроизводственные источники (распоряжения, приказы, протоколы, донесения, отношения, заявления, прошения, увольнительные билеты и др.); все публикуются впервые.
Выявленный корпус источников отражает ключевые моменты истории ссылки поляков по политическим и антиправительственным мотивам в Сибирь, в том числе историю пребывания в ссылке участников польского национально-освободительного движения в 1830–1840-е гг., восстания 1863– 1864 гг., а также деятельность польских поселенцев в Западном Забайкалье. В общей сложности сборник проясняет судьбы более 270 ссыльных поляков.
Открывают его документы, относящиеся к К.О. Савичевскому, приговоренному в 1838 г. за участие в деятельности тайной молодежной организации «Содружество польского народа» к каторжным работам в Сибири. По истечении трех лет он в 1842 г. оказался на поселении в г. Кяхта, где первоначально работал у местного купца И.Я. Спешилова, а затем самостоятельно начал заниматься чайной торговлей, производством мыла и масла из кедрового ореха. Здесь он также преподавал французский язык и давал уроки музыки и танца детям кяхтинских купцов. Поскольку педагогическая деятельность политическим ссыльным запрещалась, штатный смотритель Троицкосавского училища Н.Н. Попов в переписке с местным пограничным начальником и директором училищ Иркутской губернии инициировал запрет на проживание Савичевского в Кяхте и занятие преподаванием (Док. № 1–12). В начале 1860-х гг. К. Савичевский выехал в Польшу, планируя жениться и возвратиться в Сибирь. Восстание 1863–1864 гг. нарушило его планы на переезд в Забайкалье. Предприятия Савичевского прекратили свое существование, а сам он скончался в Кракове в 1870 г.
Кяхта середины XIX в. притягивала польских ссыльных возможностью обеспечить свое существование за счет личных навыков и умений, высоко ценившихся в купеческой среде. Честность, учтивость, грамотность, высокая культура позволяли полякам находить работу в торговых и золотодобывающих компаниях, заниматься ремесленничеством, сельским хозяйством, что подтверждают, например, документы об А.И. Деспот Зеновиче, который сыграл большую роль в истории Троицкосавска–Кяхты. Он был сослан в Сибирь в административном порядке и, находясь на посту кяхтинского градоначальника в 1859–1862 гг., приложил значительные усилия для развития российско-китайской торговли, искоренения взяточничества. Ему принадлежит честь издания первой в Забайкалье газеты «Кяхтинский листок». Такие документы, как предписание генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева кяхтинскому градоначальнику Н.Р. Ребиндеру об установлении полицейского надзора за А.И. Деспот Зеновичем в 1852 г., его же предписание о вручении ордена Святой Анны 2-й степени в 1859 г., свидетельствуют о жизненном пути этого удивительного человека (Док. № 13–23, 55–60).
Большой интерес представляют документы о пребывании Г.С. Краевского, одного из руководителей «Организации 1848 г.», в г. Кяхте, где он также занимался обучением купеческих детей. Это прошения Г.С. Краевского кяхтинскому градоначальнику о выдаче ему денег, отправленных матерью, сопроводительные письма Забайкальского областного правления к письмам Г.С. Краевскому от разных корреспондентов, об отправке увольнительного билета на проживание в г. Иркутске, свидетельство о заключении брака с А. Домашевской и т.д. (Док. № 28–31, 33–37).
Основная часть документов сборника отражает историю ссылки участников польского национально-освободительного восстания 1863–1864 гг.: именной список его участников, осужденных на каторжные работы в Петровский завод, за 1865 г. (Док. № 88), партионный список 127 участников восстания, следовавших через Верхнеудинский тюремный замок для отбывания наказания на каторжных работах на Нерчинском и Петровском заводах (Док. № 93, 95–96), статейные и именные списки некоторых польских ссыльных (Док. № 163, 214, 249). По истечении срока наказания ссыльные переводились на поселение. Большинство из них, нуждаясь в средствах, стремилось найти работу вне мест поселения. В сборник вошли прошения и увольнительные билеты, разрешавшие полякам покидать место причисления и выезжать на заработки в города и на прииски. Например, билеты политических ссыльных Я. Деценко, И. Стрыевского, Я. Тыбаровского и др. (Док. № 148, 150, 165, 175, 204, 206–209, 219, 227). Здесь же ряд предписаний военного губернатора Забайкальской области Верхнеудинскому окружному полицейскому управлению об усилении надзора за польскими политическими ссыльными в связи с участившимися побегами (Док. № 186–189), установлении негласного полицейского надзора за С. Кузьминским, К. Добкевичем, Н. Штурмом и др. (Док. № 80, 82–83, 98–101, 103–105, 109, 114, 124–126, 132–133, 143–147, 154–156, 161–162, 190–191, 193–194).
Нагляден вклад в развитие Верхнеудинска участника восстания 1863– 1864 гг. В.И. Залевского, находившегося здесь на поселении. Пройдя каторгу, он никуда не уехал и сумел проявить себя как предприниматель, член городской управы, инициатор строительства в Верхнеудинске первого католического храма (Док. № 234, 276–278, 281, 283–285).
В сборнике помещены репродукции портретов известных польских ссыльных К.О. Савичевского, А.И. Деспота Зеновича, а также электронных копий наиболее интересных документов, включенных в издание. Обширный научно-справочный аппарат, составленный в соответствии с правилами классической археографии, включает предисловие, именной и географический указатели, комментарии. В предисловии содержатся подробная характеристика истории польской ссылки в Сибирь в конце XVIII – XIX в. и археографическое описание документов. Особое внимание следует обратить на комментарии, в которых даются уточнения и разъяснения к опубликованным документам, освещающим малоизвестные страницы жизни польских политических ссыльных на территории Бурятии в XIX – начале XX в.
В целом сборник характеризуют глубина исследования, профессиональный подход к отбору документов и подготовке их к публикации, несомненная научная ценность. Вводимые в научный оборот источники значительно расширяют наше представление об истории польской ссылки в Забайкалье, вкладе польских политических ссыльных в развитие его экономики и культуры, а само издание можно рассматривать как инструмент народной дипломатии.
И.С. ЦЫРЕМПИЛОВА
[1] Хеубшман А.С. Польское монголоведение XIX–XXI вв.: Дис. … канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2016.
[2] Сибирская ссылка: Сб. науч. ст. Иркутск, 2000–2013. Вып. 1–7.
[3] Шостакович Б.С. Феномен польско-сибирской истории (XVII в. – 1917 г.). Основные аспекты современных научных трактовок, результатов и задач дальнейшей разработки темы. М., 2015. Т. 3 (VI).