Вы здесь
Совет по архивному делу при Федеральном архивном агентстве
Он состоялся 20 сентября в г. Самаре в Доме культуры железнодорожников. В двенадцатом по счету заседании этого совещательного органа архивистов России участвовали 167 их представителей из 67 регионов, работники коммерческих, научных и общественных организаций, средств массовой информации.
Участников заседания приветствовал вице-губернатор – руководитель Администрации губернатора Самарской области Д.Е. Овчинников. Среди почетных гостей были директор Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь В.И. Адамушко и директор Национального архива Армении А.С. Вирабян. Руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов представил новых глав региональных архивных служб. С докладом Росархива выступил член коллегии, начальник управления комплектования, обеспечения сохранности, учета и использования, канд. ист. наук А.В. Юрасов.
А.В. Юрасов
О деятельности архивных учреждений Российской Федерации
по оказанию государственных и муниципальных услуг[*]
В основе настоящего доклада результаты проведенного Росархивом анкетирования деятельности архивных учреждений Российской Федерации по оказанию государственных и муниципальных услуг в 2011–2015 гг. При всем разнообразии в наименованиях услуг (а их, как показал проведенный ВНИИДАД в 2013 г. анализ административных регламентов государственных услуг органов государственной власти субъектов федерации, насчитывалось 255) фактическое количество оказываемых архивом услуг составляет от одной до девяти (около 70 % относится к использованию, 27 % – к комплектованию архивов и экспертизе ценности документов, 3 % – к обеспечению их сохранности и др.).
Вместе с тем в Федеральном законе от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» сказано, что услуги оказываются по запросам заявителей в пределах полномочий государственного органа, органа местного самоуправления, государственного (муниципального) учреждения и/или организации, участвующих в предоставлении услуг. То есть закон дает ключевое отличие «услуги» от «работы»: услуге обязательно предшествует запрос заявителя (потребителя услуги), при этом результатом ее оказания является ответ заявителю в той или иной форме. Исходя из этого, к государственным (муниципальным) услугам в области архивного дела можно, безусловно, отнести две: оказание информационных услуг на основе архивных документов, т.е. исполнение социально-правовых и тематических запросов; обеспечение доступа к архивным документам (копиям) и справочно-поисковым средствам к ним. Именно они по предложению Росархива вошли в базовый (отраслевой) перечень услуг и работ в сфере «Культура, кинематография, архивное дело, туризм», утвержденный приказом Минкультуры России от 30 мая 2016 г. № 1197.
До последнего времени этот перечень казался достаточным, поскольку остальные услуги, оказываемые архивными учреждениями (проведение выставок, консультаций, подготовка печатных изданий и др.), можно найти в других базовых (отраслевых) перечнях услуг и работ федеральных органов исполнительной власти. Однако, как недавно уведомил Минфин России, с 1 января 2017 г. действие базового перечня по разделу 14, в который входили многие нужные архивам виды услуг и работ (проведение выставок, конференций, копирование и др.), будет прекращено. А с учетом наделения Росархива Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию утверждение самостоятельного базового (отраслевого) перечня государственных (муниципальных) услуг и работ в сфере «Архивное дело и делопроизводство» становится одной из первоочередных задач агентства. Письмо о выделении из перечня услуг и работ в сфере «Культура, кинематография, архивное дело, туризм» в отдельный вид деятельности «Архивное дело и делопроизводство» и внесении изменений в Перечень видов деятельности, по которым федеральные органы исполнительной власти формируют базовые (отраслевые) перечни, направлено Росархивом 1 сентября 2016 г. в Минфин России.
Готовясь к разработке собственного перечня, мы должны подумать над составом исполняемых архивами услуг: являются ли прием дел на хранение, проведение экспертизы ценности документов и рассекречивание архивных документов «услугами», так как они производятся не столько по обращениям граждан и организаций, сколько в плановом порядке. Это тем более важно, ибо, с одной стороны, согласно № 210-ФЗ (ч. 3 ст. 1), высший исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в регионе государственными и муниципальными учреждениями, с другой – государственное задание субъекта федерации или муниципальное задание архивам при формировании в единой государственной информационной системе «Электронный бюджет» ориентируется исключительно на услуги и работы, включенные в базовые (отраслевые) перечни, на что указывает и постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2014 г. № 151 о формировании и ведении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ.
Одновременно в соответствии с требованиями № 210-ФЗ Росархиву предстоит исходя из нового статуса и положения о нем разработать новые административные регламенты госуслуг и стандарты их предоставления с последующим включением в федеральный реестр государственных услуг и федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» взамен прежних услуг, информация о которых размещена в настоящее время на сайте www.gosuslugi.ru. Но подпадают ли они под действие № 210-ФЗ? С одной стороны, формально нет, так как имеется письмо Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. № ДО9-1927 об исключении Росархива из информационной системы контроля выполнения мероприятий по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с № 210-ФЗ (п. 11 ч. 6 ст. 7), что создает для архивов максимально щадящие условия по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид. С другой стороны, положения № 210-ФЗ, несомненно, определяют деятельность архивных учреждений по предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Необходимо стремиться к полноценному использованию всех механизмов, предусмотренных данным законом, в том числе по взаимодействию с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), использованию систем межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), предоставлению услуг в электронном виде и др.
При имеющихся различиях в существующих перечнях государственных (муниципальных) услуг почти во всех из них непременно присутствуют две: оказание информационных услуг на основе архивных документов; обеспечение доступа к архивным документам (копиям) и справочно-поисковым средствам к ним. Первая включает исполнение социально-правовых и тематических запросов. Они поступают в письменной форме как по почте, так и по электронным средствам связи. В последние годы заметен рост их объемов, что объясняется увеличением массива поступающих в архивы документов по личному составу, а также принятием новых нормативных правовых актов, связанных с пенсионным обеспечением и социальной защитой граждан. Так, в 2015 г. архивными учреждениями страны исполнено более 4,5 млн социально-правовых запросов, что на 15 % выше показателя 2011 г. (Для сравнения: в 1994 г. в государственных и муниципальных архивах исполнено свыше 700 тыс. запросов, в 2003 г. – 1,8 млн). 74 % из них приходится на муниципальные архивы, 25 % – на государственные архивы субъектов Российской Федерации и 1 % – на федеральные архивы. При этом в федеральных архивах количество социально-правовых запросов за 5 лет возросло на 1 %, в региональных – на 35 %, в муниципальных – на 12 %. Увеличился и процент исполнения запросов социально-правового характера в установленный законодательством месячный срок, составив в прошлом году в федеральных архивах 77 %, государственных архивах субъектов федерации – 96,4 %, муниципальных – 99 %. (Несвоевременное исполнение запросов связано с возрастанием их сложности и тематического разнообразия, а также с недостаточной кадровой обеспеченностью.) Несколько уменьшился процент исполнения социально-правовых запросов с положительным результатом, что обусловлено рядом факторов, основным из которых является отсутствие на хранении в архивах документов ликвидированных организаций, не сдавших дела.
За последние 5 лет значительно увеличилось количество тематических запросов, исполненных архивами страны: с 726 тыс. в 2011 г. до 910 тыс. в 2015 г., т.е. на 25 %. При этом в федеральных архивах оно возросло на 66 % (с 15,6 тыс. до 26 тыс.), архивах субъектов федерации – на 25 % (с 141,7 тыс. до 177 тыс.), муниципальных архивах – на 24 % (с 568,3 тыс. до 706,9 тыс.). Больше всего их поступает в государственные архивы Центрального и Приволжского федеральных округов; растет их количество в государственных архивах Южного (на 64 %), Приволжского (на 44,5 %), Уральского (на 36 %) федеральных округов. Среди муниципальных архивов больше всего таких запросов приходится на Южный, Центральный и Сибирский федеральные округа.
Росархив, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, органы местного самоуправления и архивы всех уровней реализуют комплекс мер административного и технологического характера с целью обеспечения своевременного и качественного исполнения запросов. Внедряются новейшие информационные технологии, развивается работа с пользователями посредством Интернета, разрабатываются механизмы взаимодействия с другими организациями, участвующими в предоставлении услуг, создаются справочники и методические пособия. В 2011 г. ВНИИДАД подготовил по заказу Росархива Методические рекомендации по исполнению запросов социально-правового характера. Однако в связи с развитием электронного взаимодействия они нуждаются в переработке. Ощущается потребность в методических рекомендациях по исполнению тематических запросов, с приложением унифицированных форм различных видов тематических запросов и ответов на них.
Повышению эффективности деятельности Росархива и федеральных архивов по оказанию услуг способствует создание Справочно-информационного центра федеральных архивов (далее – Центр), который начал работу в июне 2014 г. как межархивное подразделение на базе РГАНТД. В 2015 г. введена в эксплуатацию и зарегистрирована в СМЭВ единая автоматизированная система регистрации, учета и контроля за исполнением запросов (АИС «Запросы»). В настоящее время в ней регистрируются все поступающие в Росархив, Центр и федеральные архивы, расположенные в г. Москве, запросы пользователей. В перспективе станет возможным оказание данной услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг.
Архивные учреждения Российской Федерации ведут деятельность по формированию и актуализации справочников и баз данных по местам хранения документов по личному составу. Однако только 20 % архивов имеют базы данных, а 47 % собирают сведения о местах хранения в виде перечней или путеводителей. Сведения об организациях, документы по личному составу которых хранятся в архиве, публикуются на сайтах, что уже делают 83 % архивных учреждений субъектов федерации. При этом унифицированного интерфейса для поиска информации о месте хранения документов по личному составу нет, как и единообразия в форматах размещения и полноте представленных данных, а это создает трудности при поиске информации и гражданам, и архивистам.
Неоценимую помощь в работе с запросами социально-правового характера может оказать единая справочно-информационная система, которая должна включать сведения об организациях, их переименовании, местах хранения документов с указанием видов и крайних дат документов. Росархив и Центр уже приступили к созданию единой базы данных архивов России по местам хранения документов по личному составу. Это БД построена как картотека организаций: одна запись – одна организация. В настоящее время она включает сведения, полученные из федеральных архивов (более 27 тыс. записей); с нынешнего года началась работа по внесению сведений архивов субъектов федерации. Первая загрузка в информационную систему будет проводиться централизованно, затем каждый архив – участник проекта получит доступ к ресурсам БД для служебного пользования и дальнейшего ведения собственного раздела. Планируется размещение открытой части этой БД на портале «Архивы России», что позволит повысить эффективность работы с социально-правовыми запросами, снизить количество непрофильных запросов (в среднем оно составляет 20 %), а также окажет неоценимую помощь гражданам.
Повышению качества и доступности госуслуг способствует их перевод в электронный вид. Росархивом, как и иными федеральными органами исполнительной власти, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) размещены необходимые формы заявлений и иных документов для их использования в электронном виде при получении государственных услуг. Ведутся подготовительные работы по организации информационного обеспечения пользователей через ЕПГУ. Проект технического задания (направлен на согласование в Минкомсвязи России) включает разработку проекта экранных форм на размещение государственной услуги по организации информационного обеспечения пользователей с использованием ЕПГУ через СМЭВ. Работу через ЕПГУ планируется начать в конце 2016 г.
Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (п. 3 ст. 26), запросы пользователей могут приниматься в электронном виде, в том числе посредством Интернета. Так, войдя на официальный сайт Росархива в раздел «Обращения граждан», можно заполнить соответствующую форму, т.е обратиться в Росархив в электронном виде. Такие запросы составляют уже больше половины.
Сегодня социально-правовые и тематические запросы в электронном виде принимают практически все архивные учреждения страны. Они поступают по электронной почте, через официальные сайты или порталы архивных учреждений и органов власти, посредством ЕПГУ или портала государственных и муниципальных услуг субъекта Российской Федерации. Кроме того, в 27 регионах запросы принимаются через СМЭВ, а также защищенные каналы связи от отделений ПФР, в некоторых регионах и от органов ЗАГС (Тульская область, Удмуртская Республика), МФЦ (Тульская область). Однако архивы половины субъектов федерации не используют возможность получения социально-правовых и тематических запросов путем заполнения пользователями соответствующих интерактивных форм на интернет-сайтах архивных учреждений. Этот недостаток надо устранять.
Получение архивных услуг через ЕПГУ и порталы государственных и муниципальных услуг субъектов федерации пока не очень востребовано: такая практика есть лишь в 36 субъектах. При этом архивисты отмечают неудобство разделения услуг на государственные и муниципальные, что приводит к поступлению непрофильных запросов, которые в СМЭВ невозможно переадресовывать в другие архивы.
Еще одним аспектом перехода архивов к оказанию услуг в электронном виде является внедрение электронного взаимодействия прежде всего с ПФР, из территориальных отделений которого в архивы поступает от 30 до 70 % социально-правовых запросов граждан. Как известно, для решения данной задачи ПФР и Росархив разработали Примерное соглашение об информационном взаимодействии между отделениями ПФР и органом управления архивным делом субъекта Российской Федерации. В январе 2011 г. совместным письмом ПФР и Росархива соглашение было направлено во все субъекты федерации, и сегодня в 70 % регионов сотрудничество ведется на основе заключенных соглашений. Остальным работу в данном направлении необходимо завершить в ближайшее время.
Среди проблем сотрудничества с ПФР отмечается дублирование запросов со стороны частных лиц и ПФР, наличие не всегда обоснованных требований с его стороны и др. Часть их можно решить посредством принятия дополнительных регламентов взаимодействия, порядков обмена документами, с приложением форм запросов и определения требований по их заполнению, разработки справочных и методических пособий для специалистов ПФР, проведения совещаний (это с успехом практикуется в Республике Татарстан, Псковской области и др.).
Развивается практика получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ на основе соответствующих соглашений. Эта практика удобна для пользователей, к тому же существенно сокращает время на обработку их данных работниками архивов, и ее необходимо развивать. Пока наиболее активно с МФЦ сотрудничают муниципальные архивы. При этом перечни услуг, которые оказываются различными архивами через МФЦ, существенно различаются. Сотрудничество архивных учреждений с МФЦ осложняется рядом факторов, в числе которых отсутствие электронного взаимодействия (защищенные каналы связи используются только в Тульской области; там, как и в архивных учреждениях г. Москвы, личный прием заявителей с целью подачи социально-правовых запросов уже не ведется), а также взаимодействия МФЦ субъектов федерации; недостаточная квалификация работников МФЦ, что обусловливает рост непрофильных запросов, некорректность заполнения бланков и др.; непроработанность вопроса об ответах на непрофильные запросы и пересылке их на исполнение по месту назначения.
В последние годы архивы уделяют внимание доступности предоставления государственных и муниципальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, как этого требует ФЗ № 210 (п. 5 ст. 4). Специальные условия для приема таких лиц организованы в Справочно-информационном центре федеральных архивов, РГАНТД и его филиале в Самаре, РГИА; частично в ГАРФ и РГАСПИ. Ведется эта работа и архивными учреждениями примерно 60 субъектов федерации.
Обращаясь к государственной услуге по обеспечению доступа к архивным документам (копиям) и справочно-поисковым средствам к ним, следует напомнить, что на федеральном уровне доступ регламентируется № 125-ФЗ, Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук (2007 г.) и Порядком использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах (2013 г.). Последний разработан взамен Правил работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации (1998 г.) с учетом современных реалий. Данным документом регламентированы количество выдаваемых дел, сроки их выдачи в читальный зал и др., значительно расширены права пользователей. Однако практика его применения выявила некоторые нерешенные проблемы правового характера. На сегодня вступили в силу несколько судебных решений, признающих недействующими ряд норм Порядка. Ключевое изменение – это признание ничтожным запрета на копирование дел и документов собственными техническими средствами пользователей (решение Верховного суда Российской Федерации от 28 марта 2016 г. № АКПИ16-23). В соответствии с ним пользователи читальных залов имеют право применять собственные технические средства без звуковых сигналов и подключения к локальной сети архива, в том числе для копирования, при условии, что это не влияет на работу других пользователей. Данное решение поставило перед архивистами ряд вопросов, главный из которых – организация самостоятельного копирования пользователями архивных документов таким образом, чтобы это не ухудшило качество предоставления услуги и не нанесло вреда собственно документам.
Поскольку Росархив в соответствии с Положением о нем (п. 7) обладает полномочием определять порядок использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах, предполагается обеспечить исполнение решения Верховного суда путем выделения отдельных мест для копирования и организации контроля за соблюдением пользователем при самостоятельном копировании требований к сохранности документов и порядка очередности. Но так как это повлечет за собой дополнительные финансовые затраты, данную услугу рекомендуется предоставлять на платной основе. Подробные рекомендации по реализации права пользователей на самостоятельное копирование содержатся в информационном письме Росархива государственным и муниципальным архивам от 19 июля 2016 г.
Состоялись также иные решения, на основании которых в существующий Порядок внесены некоторые изменения. В частности, изменена редакция п. 3.1.5 Порядка, поскольку ранее действовавшая редакция препятствовала получению пользователем дел, содержащих более 1500 листов для архивных фондов государственных органов, органов местного самоуправления и организаций и более 500 листов для архивных фондов личного происхождения. Таким образом, правоприменительная практика показывает, что, урегулировав основные проблемы организации доступа к архивным документам, Порядок все еще нуждается в уточнении, и Росархив приступает к работе над его новой редакцией.
Под особым контролем Росархива находится работа читальных залов всех 15 федеральных архивов, в том числе их последовательное техническое переоснащение. В результате количество залов там увеличилось до 40 (открылись читальные залы в РГАЭ в пос. Вороново, РГАЛИ, РГВИА), а число посадочных мест – до 900 (почти на 40 %). Число пользователей в них возросло с 11,7 тыс. (96 тыс. посещений) в 2011 г. до 15,8 тыс. (107 тыс. посещений) в 2015 г. (рост 35 %). Такая же тенденция за этот период в региональных и муниципальных архивах (рост 22 %, что составило около 540 тыс. посещений). За эти же годы число сотрудников в читальных залах архивов увеличилось на 11 %, а количество рабочих мест для посетителей – на 13 %. Особенно важным является рост количества автоматизированных рабочих мест – почти в 2,5 раза.
Тем не менее потребность в увеличении количества рабочих мест в читальных залах по-прежнему ощущают многие архивные учреждения, в том числе шесть федеральных архивов, а девять испытывают недостаток автоматизированных рабочих мест. Последняя проблема есть и в 41 субъекте Российской Федерации, а в 47 субъектах – нехватка рабочих мест. Именно поэтому перспективным направлением совершенствования доступа к архивным документам является удаленный заказ описей и дел, т.е. создание виртуальных читальных залов.
Началась работа по формированию информационной системы «Единый электронный читальный зал федеральных архивов». В ней предусматривается объединение научно-справочного аппарата федеральных архивов, доступ к которому будет бесплатным, а к просмотру электронных копий архивных документов – через защищенное приложение на платной основе. Пользователь сможет оформить заказ на получение дела в читальном зале архива, заказать копию документа в электронном виде (удостоверенную электронной подписью) для получения по электронной почте и в традиционном виде почтовым отправлением, а также заказать сканирование дела, отсутствующего в электронном читальном зале.
Регистрация пользователей в Едином электронном читальном зале является необходимым условием для предоставления доступа, поэтому планируется интеграция системы с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и авторизации» (ЕСИА) и Порталом госуслуг, что сократит затраты на оформление и контроль исполнения заказов при потенциальном увеличении их количества. В этом году первыми к системе будут подключены четыре федеральных архива (ГАРФ, РГАЭ, РГВИА, РГИА). В дальнейшем возможности федерального виртуального читального зала смогут использовать все регионы.
В настоящее время проекты «Электронный читальный зал» реализуются или уже реализованы в 19 субъектах Российской Федерации. Однако доступ интернет-аудитории предоставляется только в 11 из 14 реализованных проектов, а три из них обеспечивают доступ к системе локально, в помещении читальных залов архивов. В каждом из реализованных проектов пользователю предоставляются бесплатный доступ к НСА и возможность дистанционного заказа дел для работы с ними в читальном зале. Удаленный доступ к электронным копиям архивных документов возможен лишь в восьми электронных читальных залах.
Среди трудностей, которые отмечены в этой сфере, – отсутствие общей нормативной базы предоставления пользователям электронных копий архивных дел в режиме удаленного доступа через Интернет; недостатки программного обеспечения; нехватка кадров, как технических, так и сотрудников читальных залов, нагрузка на которых возрастает; недостаточное для полноценного поиска количество описей, переведенных в электронный вид и загруженных в информационную систему, а также копий архивных документов в электронном фонде пользования.
Архивы страны достаточно широко представлены в Интернете. Все федеральные архивы имеют свои сайты. Государственные архивы субъектов Российской Федерации также представлены в Сети либо собственными сайтами, либо разделами на сайте органа управления архивным делом региона. Несколько иная ситуация с муниципальными архивами. Некоторые ведут свои сайты, но в основном информация размещена на сайтах органов управления архивным делом субъектов Российской Федерации и сайтах органов местного самоуправления, и найти ее зачастую сложно. В 19 субъектах функционируют единые автоматизированные информационные системы архивов в рамках региона, в пяти из них присутствуют муниципальные архивы.
В январе 2016 г. заработала модернизированная версия портала «Архивы России». Теперь создана единая информационно-технологическая инфраструктура, и каждый архив представлен на портале начиная с контактной и новостной информации и заканчивая сведениями об информационных ресурсах. Общая характеристика фондов федеральных и государственных архивов дана на отраслевом портале в составе БД «Путеводители по российским архивам» и тематических справочников. C 2011 г. на портале размещена федеральная государственная информационная система «Центральный фондовый каталог». На 1 сентября 2016 г. БД ЦФК содержит 930 718 описаний документов на уровне фондов (около 80 % от общего объема описаний и около 30 % описаний на уровне дела), хранящихся в федеральных, региональных и муниципальных архивах. На конец 2015 г. в архивах России оцифровано примерно 37 % описей, из них 68 % доступны в читальных залах, 62 % – на сайтах архивов.
Прочно вошла в практику публикация на портале «Архивы России» и сайтах архивов тематических коллекций и виртуальных выставок на основе документов, рассчитанных на широкую аудиторию; доступ к ним бесплатный. Созданы и развиваются тематические межархивные сайты: «Победа», «Документы советской эпохи» и др. Востребованность пользователями информационных ресурсов архивов, представленных в Интернете, подтверждает статистика. Так, общее количество посещений сайтов федеральных архивов за 5 лет увеличилось почти в пять раз и в 2015 г. составило более 3,5 млн посещений. Аналогичная тенденция в субъектах Российской Федерации.
Что касается платных услуг, то, согласно № 125-ФЗ (п. 4 ст. 26), государственные и муниципальные архивы наделены правом оказывать пользователям платные информационные услуги. В этом могут участвовать государственные (муниципальные) учреждения всех типов: казенные, бюджетные, автономные. Право осуществлять приносящую доход деятельность должно быть зафиксировано в их уставах. Безусловно, выполнять на платной основе отдельные работы и услуги архивы должны без ущерба для реализации своих основных задач и функций на основе договоров с юридическими и физическими лицами.
Одним из наиболее актуальных является вопрос о ценообразовании, о чем свидетельствуют обращения пользователей (в 2015 г. от них поступило в Росархив 12 жалоб на региональные архивы и органы управления архивным делом, а также шесть обращений в приемную Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации) о существенном различии цен на одну и ту же услугу. Действительно, изготовление копии архивного документа советского периода на бумажном носителе формата А4 методом ксерокопирования и цифрового сканирования в федеральных архивах варьирует от 30 до 50 руб., а цифровой копии без стоимости носителя и компьютерной обработки с разрешением до 600 dpi – от 100 до 188 руб. Также существенно разнятся цены по федеральным округам и внутри субъектов Российской Федерации. Там цена на ксерокопирование подобных документов составляет от 4,41 руб. в Томской области до 182 руб. – в Санкт-Петербурге. Такая же ситуация с копированием документов методом цифрового сканирования. Например, цена за изготовление цифровой копии без стоимости носителя и компьютерной обработки с разрешением до 600 dpi разнится от 6,11 до 300 руб. Существенный разброс цен и на исполнение тематических запросов по одному вопросу/лицу при наличии точных данных: от 180 руб. в Калининградской области до 1291 руб. в Красноярском крае.
Необходимо отметить, что в 2014 г. разработаны Рекомендации по выполнению работ и оказанию услуг на платной основе федеральными казенными учреждениями, подведомственными Росархиву. На их основе федеральными архивами, а также государственными архивными учреждениями 53 субъектов федерации сформированы прейскуранты. В двадцати двух наряду с Рекомендациями имеются местные разработки, а в десяти используются только собственные методики. Таким образом, превалирование общих подходов к ценообразованию налицо.
Вместе с тем вопрос регулирования цен на работы и услуги весьма неоднозначен. Ведь стоимость оказания услуги зависит от множества факторов, включая ценность архивной информации, содержащейся в оказываемых работах и услугах, интерес пользователей к этой информации, качество услуги, наличие конкуренции, льготы пользователей по оплате, не говоря уже о себестоимости предоставления услуги. Все эти обстоятельства должны учитываться при определении цены. Кроме того, архив самостоятельно определяет процент рентабельности (он колеблется от 1 до 100 %, а в некоторых архивах не установлен). При этом анкетирование показало, что архивы большинства субъектов (около 70 %) выступают за единый подход к ценообразованию в сфере платных услуг, что сделает процедуру определения их стоимости «прозрачной» и понятной для потребителя, исключит многие претензии пользователей.
Таким образом, разработка нового базового (отраслевого) перечня услуг и работ в сфере «Архивное дело» в целях унификации наименования услуг, оказываемых государственными (муниципальными) архивами, и соответствующего научно-методического обеспечения деятельности архивных учреждений по исполнению социально-правовых и тематических запросов, а также маркетингу в архивном деле, становится неотложной задачей. Необходимо к тому же ускорить подготовку новых редакций Порядка использования архивных документов в государственных и муниципальных архивах и Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук, в том числе в части оказания государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, необходимо объединить усилия Росархива, уполномоченных исполнительных органов субъектов Российской Федерации в области архивного дела, государственных и муниципальных архивных учреждений, архивов организаций по созданию общероссийской справочно-информационной системы «База данных по местам хранения документов по личному составу» и ее размещению в Интернете.
Вопрос о прейскурантах государственных и муниципальных архивов на выполнение работ и оказание услуг целесообразно рассмотреть на научно-методических советах архивных учреждений федеральных округов с тем, чтобы выработать единые принципы и критерии формирования номенклатуры работ и услуг и определения их стоимости в пределах федерального округа.
* * *
В тот же день состоялся VII съезд Российского общества историков-архивистов, в котором приняли участие представители более 50 регионов Российской Федерации. С отчетным докладом о работе Центрального совета РОИА в 2011–2016 гг. выступил председатель правления Центрального совета РОИА, президент РГГУ, чл.-корр. РАН Е.И. Пивовар. Он охарактеризовал реализованные и осуществляемые членами правления научно-просветительские проекты по сохранению исторической памяти. Значительная их часть была посвящена событиям Второй мировой войны. В настоящее время основным проектом, получившим грантовую поддержку, является программа по выявлению в федеральных и региональных архивах Российской Федерации документов по истории Республики Крым и города Севастополь, их изучению и популяризации. В прениях по докладу представители региональных отделений РОИА (Республики Крым, Краснодарского края, Воронежской и Самарской областей), а также его первичной организации во ВНИИДАД рассказали о своей деятельности.
Были объявлены результаты проведенных в 2015–2016 гг. конкурсов. Победителями на лучшую постановку работы стали региональные отделения РОИА в Удмуртской Республике, Краснодарском крае, Воронежской области и Санкт-Петербурге, а также первичная организация РОИА в Российском государственном архиве кинофотодокументов. Лауреатами IV Всероссийского конкурса юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» (в 2016 г. в нем участвовали 88 учащихся 7–11-х классов из 25 регионов Российской Федерации) стали 29 школьников.
Избраны руководящие органы РОИА, председателем правления ЦС РОИА – Е.И. Пивовар, первым заместителем – Г.Н. Ланской.
[*] Доклад публикуется в сокращении. Полный текст доклада и резолюцию см. на официальном сайте Росархива: http://archives.ru