Вы здесь
Итоги 2015 года: по материалам расширенного заседания коллегии Росархива
А.Н. Артизов
Итоговый доклад о результатах деятельности Федерального архивного агентства в 2015 г.[*]
В силу сложившихся финансово-экономических обстоятельств прошедший период был непростым. Тем не менее плановые показатели основных направлений деятельности архивных учреждений в целом выполнены. Сохранены сеть подведомственных Росархиву федеральных государственных учреждений в составе 15 федеральных архивов с одним филиалом (все казенные), одного научно-исследовательского института и одного учреждения, обеспечивающего эксплуатацию и техническое обслуживание федеральных архивов (оба бюджетные), а также общая штатная численность федеральных архивов.
Изменения на уровне субъектов Российской Федерации имели разную направленность. Так, успешно интегрировались в систему публичных архивов России, несмотря на определенные сложности, архивные учреждения Республики Крым и города федерального значения Севастополь. В ряде субъектов проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы архивных учреждений. Однако в республиках Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл, Ингушетия, Забайкальском и Хабаровском краях, Калининградской, Кировской и Псковской областях уполномоченные органы по делам архивов, осуществлявшие межотраслевое государственное управление архивным делом на региональном уровне, утратили статус самостоятельных органов исполнительной власти. Их функции переданы органам управления, реализующим полномочия в сферах культуры, туризма, печати, межнациональных отношений, управления делами, государственно-правового развития, юстиции, информационных технологий и связи, ЗАГС. Между тем на них в условиях проводимой оптимизации структуры органов исполнительной власти, а также реорганизации и ликвидации организаций ложится особая ответственность по контролю за обеспечением сохранности созданных документных комплексов, их упорядочением, экспертизой ценности и передачей на хранение в государственные и муниципальные архивы. Имели место факты механического объединения государственных архивных учреждений, что, правда, не привело ни к уменьшению объема хранящихся документов, ни к сокращению занимаемых площадей хранилищ и количества поступающих от физических и юридических лиц запросов, а также бюджетных затрат на обеспечение сохранности, ведение учета, комплектование и использование архивных документов, составляющих подавляющую часть расходов на содержание архива.
В связи с этим на имя глав 16 субъектов Российской Федерации направлены письма, в которых обозначена необходимость финансовой и кадровой поддержки архивных учреждений; подчеркнуто, что экономичность и уменьшение издержек бюджетов всех уровней, затрат организаций на содержание архивных документов достигаются иными мерами (за счет сокращения сроков хранения документов, отражающих трудовые отношения работника с работодателем; ужесточения критериев отбора документов на постоянное хранение; разработки и внедрения инновационных технологий хранения и поиска архивной информации; повышения производительности труда и др.).
Важным шагом в этом направлении явилось внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”», предусматривающего сокращение срока хранения многих документов по личному составу, созданных после 2003 г., до 50 лет. Он прошел первое чтение, а 2 марта Президент Российской Федерации его подписал. Закон позволит в перспективе сократить расходы бюджетов всех уровней, а также негосударственных организаций на содержание такого рода документов.
Чувствительно (по сравнению с 2014 г. на 15 %) сокращены выделенные Росархиву средства федерального бюджета. Оплата труда работников федеральных архивов понизилась в среднем на 11,7 %, составив в расположенных в Москве учреждениях от 36,9 до 44,5 тыс. руб., или от 59 до 71,2 % от уровня средней зарплаты по столице. В федеральных архивах, находящихся в Санкт-Петербурге, Самаре, Владивостоке, Ялуторовске, она снижена в среднем на 11,8 % и составила от 23,9 до 45,1 тыс. руб., что вызвало напряженность в отдельных трудовых коллективах. Тем не менее кадровый состав федеральных архивов в целом стабилен.
Значимым событием минувшего года, способствующим совершенствованию профессионализма архивистов, выявлению и поддержке наиболее талантливых специалистов, обобщению и распространению передового опыта, стал проведенный Росархивом совместно с Российским обществом историков-архивистов и Общественным советом при Росархиве отраслевой конкурс профессионального мастерства «Лучший архивист России – 2015/16» (видеопрезентации победителей: http://archives.ru и http://www.rusarchives.ru).
По итогам исследования уровня прозрачности размещения заказа государственными, муниципальными, корпоративными и коммерческими заказчиками, проводимого ежегодно некоммерческим партнерством «Национальная ассоциация участников электронной торговли», Росархив впервые вошел в число заказчиков федерального уровня, достигших наивысшей оценки – гарантированной прозрачности в сфере закупочной деятельности, заняв 7-е место среди 72 федеральных органов власти (http://archives.ru/press/14-12-2015-nrpz.shtml).
Важное место в деятельности Росархива продолжало занимать выполнение Плана мероприятий по внедрению принципов «Открытого правительства», включая информационную открытость, открытые данные и налаживание механизмов гражданского контроля деятельности Росархива. Эффективно работал Общественный совет при Росархиве. В ходе четырех заседаний рассмотрены и приняты решения по 16 общественно значимым вопросам, в числе которых расширение доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации и улучшение качества их обслуживания; итоги общественного мониторинга качества оказания услуг федеральными архивами; соблюдение установленного порядка рассмотрения поступающих в Росархив обращений граждан Российской Федерации и др. Все заседания проходили в открытом режиме; их протоколы, а с октября 2015 г. и видеозапись заседаний, размещаются в Интернете (http://archives.ru).
Увеличилось количество обращений граждан, органов государственной власти и организаций. Только в Росархив их поступило 5652 (на 11 % больше, чем в 2014 г.), в том числе 1897 – в электронном виде, по МЭДО – 1650; через портал государственных услуг – 4. Непосредственно сотрудниками центрального аппарата подготовлены ответы на 4165 обращений, а 1487 – направлены на рассмотрение в Справочно-информационный центр федеральных архивов. Всего федеральными архивами выполнено 26 021 тематический, 28 503 социально-правовых запросов; количество посещений сайта Росархива – 3 559 692.
Расширение доступа пользователей к документам Архивного фонда Российской Федерации обеспечивалось через читальные залы архивов, а также путем проведения историко-документальных выставок и издания сборников документов, реализации различных интернет-проектов, рассекречивания архивных документов. Посещаемость читальных залов федеральных архивов оставалась стабильно высокой (107 609 посещений). Пользователям (16 869 человек) выдано 746 868 ед. хр. В выставочных залах федеральных государственных архивов в Москве и Санкт-Петербурге, а также на других площадках проведено 158 историко-документальных выставок, вызвавших широкий общественный интерес. Федеральными архивами подготовлено и издано 20 документальных сборников. Активно пополнялся сайт «Документы советской эпохи» на портале «Архивы России» (http://sovdoc.rusarchives.ru). Там размещены информационные ресурсы: «Электронный архив Коминтерна» (240 тыс. записей в БД и 1,6 млн оцифрованных копий документов), «Государственный комитет обороны СССР 1941–1945» (более 240 тыс. оцифрованных копий), а также в ознаменование Года литературы – «Голоса писателей и поэтов России». Осуществлено пополнение интернет-проектов «Победа» и «Архивы – школам».
Продолжалась работа по рассекречиванию архивных документов, хранящихся в федеральных архивах, в соответствии с Планом деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны на 2011– 2015 гг., по запросам органов государственной власти, граждан и организаций. На открытое хранение переведено свыше 14,7 тыс. дел, в том числе почти 11 тыс. дел, рассекреченных МВК. В результате пополнена База данных рассекреченных дел и документов федеральных архивов (http://unsecret.rusarchives.ru).
Важным итогом года стало принятие Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях. Важно, что в них установлены основные нормы, связанные с организацией хранения, комплектования, учета и использования электронных документов.
В течение года Росархив согласовал 31 проект инструкций по делопроизводству, положений о центральных экспертных комиссиях и центральных архивах федеральных органов исполнительной власти, иных нормативных актов по архивному делу. Несмотря на отсутствие соответствующих полномочий, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации шло согласование проектов перечней документов, создание, хранение, использование которых осуществляется в форме электронных документов (помощь в их подготовке с последующим согласованием оказана шести федеральным органам исполнительной власти).
Продолжалась работа по внедрению в практику методических рекомендаций «Экспертиза ценности и отбор в состав Архивного фонда Российской Федерации документов по личному составу», подготовленных ВНИИДАД. Еще одним важным нормативным актом, направленным на оптимизацию состава и объемов создаваемой документации в масштабах всей страны, стал подготовленный при участии Банка России и Ассоциации российских банков Перечень документов, образующихся в процессе деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения, который готовится к утверждению в установленном порядке. Предстоит решить вопрос с приемом на постоянное хранение сведений из различных реестров, которые ведутся в министерствах и ведомствах. Здесь может быть полезным опыт финских архивистов.
В соответствии с Регламентом государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации проведена паспортизация архивов организаций – источников комплектования государственных и муниципальных архивов, а также федеральных органов и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации. По предварительным данным, государственными и муниципальными архивами на постоянное хранение принято около 1,5 млн ед. хр., в том числе федеральными архивами – свыше 140 тыс. дел. Среди них материалы Государственной думы за 1996–1999 гг., поступившие в ГАРФ, документы ликвидированной госкорпорации «Олимпстрой» (г. Сочи) – в РГАНТД. Вместе с тем в условиях проходящих реорганизаций федеральных органов исполнительной власти все больше ощущается нехватка площадей архивохранилищ, прежде всего в ГАРФ.
Под авторским и техническим надзором проведены ремонтно-реставрационные работы в зданиях – памятниках архитектуры, занимаемых РГВИА («Дворец Петра I на Яузе», Москва), РГАДА (здание бывшего Московского архива Министерства юстиции, Москва) и РГАВМФ (здание бывшего Архива Государственного совета, Санкт-Петербург). Получено положительное заключение государственной экспертизы на строительство лабораторного корпуса РГАКФД в г. Красногорске Московской области (2016–2018 гг.), подготовлена рабочая документация.
В целях укрепления материально-технической базы хранения документов выполнены работы по замене внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения в архивохранилищах филиала РГАНТД в г. Самаре и деревянных стеллажей на металлические в семи федеральных архивах (их общая протяженность более 7,6 тыс. пог. м, затраты составили свыше 14,4 млн руб.). Теперь девять из 16 федеральных архивов полностью оснащены металлическим стеллажным оборудованием. Лаборатории микрофильмирования и реставрации документов РГАНТД и РГИА обеспечены комплексом микрофильмирующего оборудования, что позволило увеличить объем созданного в течение года страхового фонда уникальных и особо ценных документов федеральных архивов (более 2,234 млн кадров) почти на 300 тыс. кадров по сравнению с 2014 г.
В условиях резкого сокращения подразделений вневедомственной охраны Росархиву совместно с Минкультуры России и Главным управлением вневедомственной охраны МВД России удалось сохранить охрану зданий и хранилищ федеральных государственных архивов подразделениями органов внутренних дел.
Продолжалось формирование Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации: сегодня в нем 633 документа федеральных и региональных архивов (http://unikdoc.rusarchives.ru).
Модернизированы общеотраслевые информационные системы и интернет-сайт Росархива в части обеспечения доступа людям с ограниченными возможностями, общеотраслевой интернет-портал «Архивы России», а также сайты РГВИА и РГАКФД. Проведен сравнительный анализ программных продуктов, предназначенных для информатизации внутриархивной деятельности государственных и муниципальных архивов, разработаны концепция и проект технического задания на создание информационной системы «Единый электронный читальный зал федеральных архивов». Осуществлена техническая поддержка общеотраслевой ИС «Архивный фонд» (программного комплекса «Архивный фонд» – «Фондовый каталог» – «Центральный фондовый каталог»), разработана универсальная программа обмена данными между его разными версиями. На 1 января 2016 г. в ЦФК загружено 917 110 фондов (34 086 768 ед. уч. хр.) 13 федеральных, 2234 государственных и муниципальных архивов 59 субъектов Российской Федерации.
В рамках НИОКР в приоритетном порядке разрабатывались темы, направленные на исследование проблем внедрения электронного документооборота и создания условий для приема электронных документов в архивы. В этих целях проведен анализ практики применения Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», мониторинг документооборота за 2014 г. в федеральных органах исполнительной власти и их перехода на безбумажный документооборот, а также анализ нормативного и методического обеспечения электронного документооборота и управления электронными документами в органах государственной власти. Разработана концепция Центра хранения электронных документов, включающая информационные системы «Промежуточное хранение документов» и «Государственный архив электронных документов».
Велась начатая в 2014 г. подготовка комплекса справочно-методических и практических пособий к Правилам организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях РАН (2007 г.) с мультимедийными приложениями. Подготовлены методические рекомендации «Справочно-поисковые средства государственных и муниципальных архивов в информационно-коммуникационных сетях, включая сеть “Интернет”»; рекомендации по периодичности и методике проверки технического состояния фонодокументов РГАФД на оптических дисках, перезаписи на другие носители; начата подготовка методических рекомендаций по применению Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях 2015 г.
Продолжалась работа по реализации соглашений и планов сотрудничества Росархива с учреждениями зарубежных стран и международными организациями архивистов.
* * *
В обсуждении итогового доклада о результатах деятельности Федерального архивного агентства в 2015 г. и задачах на 2016 г. участвовали руководители ВНИИДАД (М.В. Ларин, д-р ист. наук, проф.), Управления архивами Свердловской области (А.А. Капустин, председатель НМС архивных учреждений Уральского федерального округа), Историко-документального департамента МИД России (А.И. Кузнецов), Института археологии РАН (Н.А. Макаров, акад.), Минкультуры России (В.В. Аристархов, первый заместитель министра), ректор РГГУ (Е.И. Пивовар, чл.-корр. РАН, председатель Общественного совета при Росархиве и правления ЦС РОИА), председатель совета директоров компании «Электронные офисные системы» (В.А. Баласанян).
В целом положительно оценив итоговый доклад Росархива, М.В. Ларин более подробно осветил вклад института в решение главных задач по сохранению ценных архивных документов и обеспечению к ним доступа заинтересованных пользователей. В числе наиболее значимых нормативов и научно-исследовательских разработок он назвал Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (2015 г.), базирующиеся на современных архивоведческих достижениях и законодательстве, в том числе применительно к электронным документам; дополнения к Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти (2009 г.); участие в реализации Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» и информатизации деятельности архивов, в том числе решение проблем оцифровки архивных документов и перевод в электронный формат учетных форм, предусмотренных Правилами 2007 г. Созданная нормативная база обеспечивает унификацию и преемственность в работе архивов России, но этого недостаточно. По мнению М.В. Ларина, Росархиву следует добиваться возвращения ему общегосударственной функции контроля за делопроизводством во всех учреждениях и организациях страны. При этом директор ВНИИДАД указал на слабую в условиях кризиса экономическую защищенность коллектива института как бюджетного учреждения и трудности во взаимоотношениях с Минкультуры России (рост числа согласований и недостаточная компетентность чиновников в вопросах делопроизводства и архивного дела).
Предложение о необходимости возврата контроля за делопроизводством в учреждениях и организациях в ведение Росархива поддерживается и в Уральском федеральном округе, где достигнут ряд положительных результатов в архивном деле. По сообщению А.А. Капустина, в 2015 г. удалось сохранить структуру, штаты, сеть органов управления архивным делом и архивных учреждений (но есть потери штатной численности в Кургане и Тюмени); принять долгосрочные госпрограммы по развитию архивного дела в Курганской и Челябинской областях; вести плановый прием документов в архивы и обеспечить нормативные условия для их хранения (на 1 января 2016 г. в государственных и муниципальных архивах УрФО насчитывается 15 млн ед. хр.); в Свердловской области провести 133 проверки исполнения архивного законодательства учреждениями и организациями (в 80 из них выявлены серьезные нарушения), исполнить около 400 тыс. запросов граждан и организаций (при неуклонном росте запросов социально-правового характера и доли документов по личному составу в архивах), укрепить творческие связи с федеральными государственными архивами (ГАРФ, РГАСПИ, РГАЭ, РГИА, РГАНИ, РГАКФД) в ходе реализации выставочных и издательских проектов, стажировок, кинофестиваля «Уральский хронограф». И все это в условиях экономического кризиса: при 15 %-ном (в среднем) сокращении финансирования, остановке роста средней заработной платы (она составляет от 16,9 до 46 тыс. руб.). Однако особую тревогу вызывают такие общероссийские явления, как продолжающаяся ликвидация самостоятельных органов управления архивным делом в субъектах федерации, слияние архивов и финансирование их по остаточному принципу, а также нехватка квалифицированных архивных кадров и снижение уровня их подготовки. По мнению А.А. Капустина, архивы на местах нуждаются в единых нормативах по бюджетному финансированию, выработанных на федеральном уровне, и стратегическом планировании развития архивного дела в стране.
О необходимости придания Росархиву ключевой роли в работе с традиционными и электронными документами на всей территории Российской Федерации говорил и В.А. Баласанян, продемонстрировав на конкретных примерах существующие серьезные пробелы в организации и нормативном обеспечении межведомственного электронного документооборота. В дополнение к созданию полноценного МЭДО требуется также запустить проект государственного электронного архива (ЦХЭД) и обеспечить интеграцию информации как бумажных, так и электронных документов в условиях сохраняющей свои позиции смешанной системы делопроизводства.
Итогам и перспективам модернизации технической и информационной базы посвятил свое выступление А.И. Кузнецов, сообщив об открытии в 2016 г. Архива внешней политики Российской империи по завершении полной реконструкции его здания. Туда перемещается около 600 тыс. ед. хр.; архивохранилища оснащены современным стеллажным и сейфовым оборудованием, охранно-пожарной сигнализацией, лаборатории – новыми копировальными средствами. В планах архива оцифровка наиболее ценных и востребованных документов, описей фондов АВПРИ и АВП РФ, пополнение электронной базы данных приказов по МИД России для исполнения запросов социально-правового характера, размещение в Интернете, в том числе на сайте Росархива, историко-документальных коллекций (около 4 тыс. архивных дел размещено к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., а также ряд документов о формировании националистического движения на Украине начиная с периода Первой мировой войны).
Высоко оценил взаимодействие ученых с архивистами Н.А. Макаров, выразив последним благодарность за качественное информационное обеспечение научных исследований и подчеркнув важную роль модернизации архивной сферы для пользователей и высокий уровень публикации документов, что способствует развитию истории и культуры. Призвав архивистов не снижать активности в публикационной работе, Н.А. Макаров напомнил о том, что, судя по интересу, проявленному к документальным выставкам, значимость подлинных документов для исследователей по-прежнему высока.
Приоритеты Минкультуры России, по заявлению В.В. Аристархова, были связаны в основном с нормативным обеспечением архивного дела в стране. Наряду с этим министерство внесло свой вклад в финансирование Росархива и федеральных архивных учреждений, а также в дело возврата в Россию 28 ценных документов, снятых с международных аукционов (они были похищены в 1990-е – начале 2000-х гг. из фондов РГИА, РГВА и РГАЛИ). С утверждением 29 февраля 2016 г. Стратегии государственной культурной политики в Российской Федерации архивам предстоит участвовать в ее реализации, заботясь о сохранении культурного наследия и препятствуя попыткам искажения исторических фактов.
Важнейшие итоги работы Общественного совета при Росархиве представил Е.И. Пивовар, напомнив о рассмотрении 20 ключевых для развития архивного дела вопросов, в том числе доклад о работе в 2015 г. и задачах на 2016 г., в режиме максимальной открытости. Активное участие в решении задач, стоящих перед российскими архивами, а также в проводимых ими мероприятиях принимали члены РОИА (их около 7 тыс.). РОИА неоднократно заявляло о своей озабоченности нехваткой специалистов и ухудшением профессиональной подготовки архивистов из-за сокращения учебных программ. Многие его отделения используют на практике доступные средства для исправления негативной кадровой ситуации: занятия по повышению квалификации и переподготовке сотрудников, мероприятия по профориентации школьников и др. Создаваемое сегодня УМО вузов России в области исторических наук и археологии должно, по мнению Е.И. Пивовара, положительно сказаться на качестве профессионального образования архивистов.
По завершении прений члены коллегии Росархива единогласно приняли ее решение, признав итоги работы в 2015 г. удовлетворительными.
В заключение заседания состоялись видеопрезентация победителей конкурса «Лучший архивист России – 2015/16» и церемония их награждения, которую провели председатель жюри А.Н. Артизов и член жюри А.В. Грошев. Лауреатов (15 сотрудников из федеральных, региональных государственных и муниципальных архивов 11 субъектов Российской Федерации) поздравил и отметил высочайший уровень их профессионального мастерства А.В. Рыков, член жюри конкурса, руководитель управляющей компании «ТЭЛОС АРХИВ», ставшей спонсором торжественного мероприятия.
Подготовила Л.А. Кобелькова,
кандидат исторических наук
* Публикуется в сокращении. Полный текст доклада размещен на сайте Росархива.