Пушка «ВЯ-23» конструкции ОКБ-140 из отчета по заводским испытаниям перезаряжателя АПВЯ.
ЛИИ. 1944 г.

РГАНТД. Ф.160/Р-220. Оп.7-1. Д.412. Л.6.

Исполнители – ведущий инженер В.Н. Стрельцов, инженер К. Макарьев, старший техник Б.Ш. Иоанисин, старший техник Л.А. Фетисов.
Утверждено начальником ЛИИ НКАП СССР профессором А.В. Чесаловым 06.09.1944 г.

Институт летных исследований (с марта 1943 г. – Летно-исследовательский институт) был организован в 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и вновь созданного аэродрома «Раменское», как комплексный научно-исследовательский институт по изучению и испытаниям летательных аппаратов, силовых установок и спецоборудования различного назначения. Его первым начальником был генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза М.М. Громов. Во время Великой Отечественной войны институт проводил испытания и исследования для поддержания на заданном уровне требуемых летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов (в т.ч. опытных и модифицируемых) конструкторских бюро (ОКБ) А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Специалисты института помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Кроме того, испытывались боевые планеры отечественного производства, иностранные самолеты, получаемые по лендлизу, и трофейные машины немецкого производства. В течение войны были проведены испытания более 500 самолетов и планеров, обеспечено методическое руководство испытаниями самолетов в ОКБ и на серийных заводах.

Пушка системы Волкова-Ярцева (ВЯ-23) была создана в 1940 г. как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2. Испытания на нем были проведены в 1941 г., после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС, всего их было произведено 64655 штук. ВЯ-23 размещались симметрично в крыльях Ил-2. Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9-11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 г до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов. Ее недостатками были сильная отдача и очень резкая перезарядка, что уменьшало срок службы орудия и нередко создавало помехи.
Ил-2 – советский штурмовик, созданный в ОКБ Ильюшина. Самый массовый самолет 1940-х гг. Участвовал в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в войне с Японией. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах в Куйбышеве и Москве. Всего было выпущено 36163 самолета. Выпускался в одноместном (пилот) и двухместном вариантах (пилот и воздушный стрелок). Различные технологические и конструктивные изменения вносились постоянно – например, в конце 1941 г. на некоторые экземпляры из-за нехватки материалов ставили хвост из дерева, с дополнительными внешними ребрами жесткости; также менялось бронирование и вооружение.
АПВЯ-3 – электромеханический полуавтоматический перезаряжатель, предназначенный для дистанционного управления стрельбой и устранения задержек при ней, позволяющий осуществить полное электрифицированное управление стрельбой из стрелковых установок с пушкой ВЯ-23. Испытания, проведенные в 1944 г., не были закончены из-за поломок и многочисленных дефектов перезаряжателя: ненадежной работы, непрочности многих деталей, нечеткого перезаряжания с подачей патрона, недостаточных скорости и мощности мотора, несоответствия принципиальной и монтажной электросхем друг другу, а также конструктивных недостатков, препятствующих установке пушки с перезаряжателем на самолете Ил-2. АПВЯ-3 был признан не прошедшим заводские испытания и возвращен ОКБ-140 для доработки.

Использование цифровых копий документов, представленных на портале "Архивы России", в т.ч. распространение в Интернет (включая размещение на сайтах), в ином электронном или печатном виде, допускается только с письменного разрешения соответствующего архива.
Цифровые копии фотодокументов защищены электронными "водяными знаками" по технологии Digimarc.