Из отчета по обследованию поведения самолета УТИ-4 (И-16) на критических углах атаки и при потере скорости.
ЛИИ. 1942 г.

РГАНТД. Ф.160/Р-220. Оп.7-1. Д.45. Лл.1, 8, 15, 29, 45–52.

Ответственные исполнители – ведущий инженер И.М. Пашковский, ведущий летчик И.И. Шелест.
Утверждено начальником Филиала Летно-исследовательского института Наркомата авиационной промышленности СССР 23.11.1942 г.

Институт летных исследований (с марта 1943 г. – Летно-исследовательский институт) был организован в 1940 г. на базе ряда подразделений Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) и вновь созданного аэродрома «Раменское», как комплексный научно-исследовательский институт по изучению и испытаниям летательных аппаратов, силовых установок и спецоборудования различного назначения. Его первым начальником был генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза М.М. Громов. Во время Великой Отечественной войны институт проводил испытания и исследования для поддержания на заданном уровне требуемых летно-технических и эксплуатационных характеристик и свойств боевых самолетов (в т.ч. опытных и модифицируемых) конструкторских бюро (ОКБ) А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, В.М. Петлякова, Н.Н. Поликарпова, С.В. Ильюшина. Специалисты института помогали головным серийным заводам во внедрении в производство и эксплуатацию новых улучшенных образцов самолетов, двигателей и оборудования. Кроме того, испытывались боевые планеры отечественного производства, иностранные самолеты, получаемые по лендлизу, и трофейные машины немецкого производства. В течение войны были проведены испытания более 500 самолетов и планеров, обеспечено методическое руководство испытаниями самолетов в ОКБ и на серийных заводах.
УТИ-4 – учебно-тренировочный истребитель без вооружения, двухместная модификация боевой машины И-16 (одноместного одномоторного поршневого истребителя смешанной деревянно-металлической конструкции, созданного в ОКБ Поликарпова в 1934 г.). Запущен в серийное производство в 1937 г. Часть УТИ-4 с января 1939 года была выпущена с оборудованием для ночных полетов и неубираемыми шасси.

Целью испытаний было исследование срыва самолета, оценка его устойчивости и управляемости; они были частью проводившейся в ЛИИ и ЦАГИ большой работы по изучению поведения самолета на критических углах атаки и при потере скорости (путем систематического обследования в полете ряда самолетов). Все необходимые данные регистрировались самописцами в полете, синхронно по времени; также производились съемки аппаратом «кинамо». В ходе испытаний было установлено, что самолет теряет скорость и срывается в штопор из-за недостаточной продольной статической устойчивости, причем при всех режимах полета срыв потока асимметричен (на правом крыле всегда больше).

Использование цифровых копий документов, представленных на портале "Архивы России", в т.ч. распространение в Интернет (включая размещение на сайтах), в ином электронном или печатном виде, допускается только с письменного разрешения соответствующего архива.
Цифровые копии фотодокументов защищены электронными "водяными знаками" по технологии Digimarc.