Краткая биография Чертока Бориса Евсеевича
(1 марта 1912, Лодзь, – 14 декабря 2011, Москва)

учёного-конструктора, одного из ближайших соратников С.П. Королёва,
члена-корреспондента Академии наук СССР, академика РАН, доктора технических наук.

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша), в семье служащих. В 1929 году он окончил школу–девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой. В 1928 году журнал «Радио всем» опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.

В конце 1930 года в Москве Б.Е. Черток работал на заводе № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием: электромонтером по промышленному оборудованию, электрорадиомонтером по оборудованию самолетов (1930–1933), радиотехником по самолетному радиооборудованию (1933–1935), начальником конструкторской группы ОКБ (1935–1937) и начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению (1937–1938). В эти годы Б.Е. Черток стал автором ряда изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами. Так, в 1934–1935 годах он разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания в НИИ ВВС. В 1935 году как изобретатель Борис Евсеевич был выдвинут на инженерную должность в ОКБ, созданном под руководством главного конструктора В.Ф. Болховитинова. В 1936–1937 годах, не имея законченного высшего образования, он был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций, участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва–США.

В 1934 году Б.Е. Черток поступил на вечернее отделение Московского энергетического института и до 1938 года совмещал работу с учебой. Для окончания института в 1938 году он перешел на дневное отделение и в 1940 году с отличием защитил дипломный проект, получив квалификацию инженера–электрика. Проект был выполнен в ОКБ завода № 84 авиационной промышленности у главного конструктора В.Ф. Болховитинова. Его темой являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. По материалам проекта во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) были изготовлены опытные образцы мощных самолетных генераторов и электродвигателей, которые должны были обеспечить электрооборудование вновь проектируемых тяжелых бомбардировщиков системой переменного тока. Эта работа, проводившаяся в отделе электрических машин ВЭИ, которым руководил академик К.И. Шенфер, была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию. С началом войны работа была приостановлена.

С 1940 по 1945 год Б.Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В.Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ–1 Наркомата авиационной промышленности. После защиты дипломного проекта он был принят на должность начальника группы, затем был назначен начальником бригады, а впоследствии – начальником отдела электро– и спецоборудования, автоматики и управления. В ноябре 1941 года вместе с коллективом завода № 293 эвакуировался в город Билимбай Свердловской области.

Во время Великой Отечественной войны Б.Е. Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также создана система управления и электрического зажигания ЖРД, которая использовалась в первом полете ракетного самолета «БИ–1» конструкции В.Ф. Болховитинова, А.М. Исаева, А.Я. Березняка, осуществленном капитаном Г.Я. Бахчиванджи в 1942 году.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б.Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А.М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско–германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 г. был создан новый институт – «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С.П. Королев. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с С.П. Королевым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б.Е. Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ–88) Министерства вооружения. В 1950 году он был назначен на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году – начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ–1) НИИ–88, главным конструктором которого был С.П. Королев.

После выделения в августе 1956 года ОКБ–1 и опытного завода № 88 из НИИ–88 в самостоятельное предприятие – Опытно–конструкторского бюро № 1 (начальник и главный конструктор С.П. Королев) Б.Е. Черток с 1957 по 1963 год работал заместителем главного конструктора ОКБ–1. В 1958 году ему была присуждена ученая степень доктора технических наук. В 1963 году он был назначен заместителем начальника предприятия по научной работе и начальником филиала № 1, на котором разрабатывались космические аппараты и системы управления. С 1966 года – заместитель главного конструктора – руководитель комплекса Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБЭМ).

В 1974 году Б.Е. Черток стал заместителем генерального конструктора Научно–производственного объединения «Энергия» по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, а с 1993 по 2011 год являлся главным научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П. Королева.

Для межконтинентальных ракет, ракет–носителей и космических комплексов им разработаны принципы проектирования многочисленных автономных приборов, устройств и систем как единой большой системы, построенной по иерархической структуре. Это позволило практически реализовать методы теории надежности при создании системы управления первой межконтинентальной ракетой Р–7 и последующих ее модификаций. Аналогичные принципы были развиты и использовались коллективом, руководимым Б.Е. Чертоком, при разработке сложных ракетных и космических комплексов.

Он возглавлял разработку систем управления пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», спутника связи «Молния–1», «лунников» и в том числе первого аппарата, совершившего мягкую посадку на Луну, первых автоматических межпланетных станций «Марс–1», «Венера–2», «Венера–3», «Венера–4», «Зонд», «Электрон», ряда спутников серии «Космос», кораблей, осуществляющих автоматическую стыковку в космосе, и искусственных спутников Земли для наблюдения и разведки серии «Зенит».

Научно–исследовательская и конструкторская деятельность коллектива, руководимого Б.Е. Чертоком, явилась фундаментом для создания целого направления в космонавтике – науки о системах управления движением и навигации пилотируемых космических кораблей и методах проектирования больших систем управления космическими комплексами. До настоящего времени школа Б.Е. Чертока является ведущей по разработке сложных систем управления пилотируемыми космическими комплексами, включающими подсистемы ориентации, навигации, автоматического и ручного сближения, стыковки, программно-логического управления, телеметрического контроля, отображения и диагностики, управления спуском, приземлением, энергопитанием и целевой исследовательской аппаратурой.

В 1961 году за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Ю.А. Гагарина в космическое пространство Б.Е. Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Ему присуждены Ленинская (за участие в создании первых искусственных спутников Земли, 1957) и Государственная премии СССР (за участие в осуществлении проекта «Союз–Аполлон», 1976).

Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), многими медалями, в том числе «За оборону Москвы».

Выдающиеся заслуги Б.Е. Чертока высоко оценены и научной общественностью. В 1968 году он был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления, в 2000 году – действительным членом Российской академии наук, в 1990 году – действительным членом Международной академии астронавтики. Он – почетный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.

Б.Е. Черток – автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Среди наиболее значимых из открытых – «Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов» (1977), «Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций» (1986), «Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990), «JVS an orbiting radio telescope» (1991), «The rocket streeting actuators» (1994). В 1994–1999 годах им была подготовлена уникальная историческая серия «Ракеты и люди» из четырех монографий.

Б.Е. Черток жил в Москве, работал в г. Королеве Московской области. Скончался 14 декабря 2011 года в Москве, не дожив до векового юбилея менее трех месяцев. Похоронен 16 декабря 2011 года на Новодевичьем кладбище.


Г.А. Медведева, к.и.н., начальник отдела НСА РГАНТД

Вверх, к началу раздела

© Федеральное архивное агентство 2012